Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637474)
Контекстум
Электро-2024

Леонардо и Возрождение

0   0
Первый авторДживелегов Алексей Карпович
Издательство[Б.и.]
Страниц14
ID4273
Кому рекомендованоИтальянское Возрождение
Дживелегов, А.К. Леонардо и Возрождение : Очерк / А.К. Дживелегов .— : [Б.и.], 1935 .— 14 с. — История .— URL: https://rucont.ru/efd/4273 (дата обращения: 05.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Алексей Карпович Дживелегов ЛЕОНАРДО И ВОЗРОЖДЕНИЕ Текст издания: Леонардо да Винчи "Избранные сочинения", Academia. <...> Электронная версия: М. Н. Бычков Среди титанов Возрождения Леонардо был, быть может, самым крупным. <...> Вазари, резюмировавший живую еще традицию, не знает, какой подобрать для него эпитет попышнее, и называет его то небесным, то божественным. <...> Если бы не боязнь набросить этими хвалами тень на Микеланджело, который был для Вазари самой недосягаемой вершиной, он, вероятно, поднял бы тон и выше. <...> Но все его эпитеты характеризуют не дела Леонардо, а его одаренность. <...> I Мы теперь знаем очень хорошо, что культура Возрождения подбирала свои элементы не случайно, а очень закономерно и что такие формулы, как "открытие мира и человека", лишь очень суммарно выражают ее сущность. <...> Культура Возрождения была культурой верхних слоев итальянской буржуазии, ответом на ее запросы. <...> Открытие мира и человека" -- формула недиалектичная, отвлеченная: в ней ничем не отразился эволюционный момент. <...> Каждый момент этой борьбы дает культуре что-нибудь такое, что отвечает реальному соотношению общественных сил в данный момент. <...> Поэтому так изменчив облик культуры одного и того же общества в разные периоды его истории. <...> Поэтому и культура итальянской коммуны в разные периоды ее истории изменялась очень заметно. <...> Из родной тосканской деревни он попал во Флоренцию в самую блестящую ее пору, еще до смерти Пьеро Медичи и передачи кормила власти Лоренцо: раньше 1466 года. <...> Никогда празднества не были так пышны и не длились так долго. <...> Гуманистические идеалы, которые еще не так давно, при старом Козимо, казались последним словом мудрости, уже перестали удовлетворять безоговорочно. <...> Обычные темы диалогов -- добродетель, благородство, изменчивость судьбы, лицемерие, скупость и проч. -- начинали представляться пресными и неувлекательными. <...> Из Рима доносилась смелая проповедь наслаждения <...>
Леонардо_и_Возрождение.pdf
Алексей Карпович Дживелегов ЛЕОНАРДО И ВОЗРОЖДЕНИЕ Текст издания: Леонардо да Винчи "Избранные сочинения", Academia.М.--Л., 1935. Электронная версия:М. Н. Бычков Среди титанов Возрождения Леонардо был, быть может, самым крупным. И, несомненно, был самым разносторонним. Вазари, резюмировавший живую еще традицию, не знает, какой подобрать для него эпитет попышнее, и называет его то небесным, то божественным. Если бы не боязнь набросить этими хвалами тень на Микеланджело, который был для Вазари самой недосягаемой вершиной, он, вероятно, поднял бы тон и выше. Но все его эпитеты характеризуют не дела Леонардо, а его одаренность. Дела его казались тогда ничтожными по сравнению с тем, что он мог совершить. Для современников Леонардо был очень большой художник с бесконечными и непонятными причудами, который готов был бросить кисть по всякому, иной раз совершенно пустому поводу и творчество которого дало поэтому чрезвычайно скудные плоды. Леонардо всем импонировал, но доволен им не был никто. Богатырские силы его духа бросались в глаза, возбуждали ожидания, вызывали искательство. I Мы теперь знаем очень хорошо, что культура Возрождения подбирала свои элементы не случайно, а очень закономерно и что такие формулы, как "открытие мира и человека", лишь очень суммарно выражают ее сущность. Культура Возрождения была культурой итальянской коммуны. Она складывалась исподволь, по мере того, как росла и развертывалась жизнь в коммуне, по мере того, как классовые противоположности в ней разрешались в виде определенных социальных результатов. Культура Возрождения была культурой верхних слоев итальянской буржуазии, ответом на ее запросы. "Открытие мира и человека" -- формула недиалектичная, отвлеченная: в ней ничем не отразился эволюционный момент. Культура не есть нечто такое, что создается сразу одним коллективным усилием. Она создается постепенно, путем длительных усилий, длительной классовой борьбы. Каждый момент этой борьбы дает культуре что-нибудь такое, что отвечает реальному соотношению общественных сил в данный момент. Поэтому так изменчив облик культуры одного и того же общества в разные периоды его истории. Поэтому и культура итальянской коммуны в разные периоды ее истории изменялась очень заметно. Какую ее стадию застал Леонардо? Из родной тосканской деревни он попал во Флоренцию в самую блестящую ее пору, еще до смерти Пьеро Медичи и передачи кормила власти Лоренцо: раньше 1466 года. Не было никаких признаков упадка. Торговый капитал царил безраздельно. Все ему подчинялось. Торговля, промышленность, кредитное дело процветали. Росла свободная наличность в кассах у крупной буржуазии, и от избытка своих барышей она отдавала немало на украшение своих жилищ, общественных зданий и жизни вообще. Никогда празднества не были так пышны и не длились так долго. Именно к этому времени относится процессия, изображавшая поклонение волхвов, о которой рассказывает Макиавелли и которая служила зрелищем народу целый месяц. Буржуазия могла спокойно наслаждаться своими богатствами. Острые классовые бои были позади. Государственный строй надежно защищали купеческие капиталы. Ощущение спокойного довольства накладывало свою печать на общее мироощущение буржуазии. Гуманистические идеалы, которые еще не так давно, при старом Козимо, казались последним словом мудрости, уже перестали удовлетворять безоговорочно. Обычные темы диалогов -- добродетель, благородство, изменчивость судьбы, лицемерие, скупость и проч. -- начинали представляться пресными и неувлекательными. Из Рима доносилась смелая проповедь наслаждения -- учение Лоренцо Баллы. Вопросы хозяйства и права, которые уже Поджо Браччолини пробовал затронуть в латинских рассуждениях, ставились теперь шире и реалистичнее в трактатах на итальянском языке, чтобы всякий мог прочесть и понять их. Леон Баттиста Альберти с каждым сочинением притягивал в литературу новые и свежие проблемы: повседневной жизни, искусства, науки. Все становилось предметом обсуждения, и условные рамки гуманистической доктрины рассыпались повсюду.
Стр.1