Рефлексия, размышление над собственными теоретическими основаниями – одна из форм развитого сознания, в том числе научного. <...> Эпистемологическая революция, продолжающаяся в современной исторической науке, теоретический плюрализм (отсутствие единой общепринятой теории) ставят задачу осмысления студентами основных теоретических моделей в исторической науке. <...> Их незнание или стремление вовсе обойтись без теории, описывая прошлое «так, как оно было на самом деле», приводит к некритическому использованию одной из схем, а непродуманность собственной «теоретической оснастки» зачастую упрощает и огрубляет историческое исследование. <...> До сих пор существует разрыв между дисциплинами «гражданской истории» и теоретическим ос137 ISSN 0321–3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. <...> Получается, как будто исторические знания возникли сами по себе, без участия исследователей и незыблемый набор исторических фактов, полученный не в результате научной интерпретации прошлого, существует изначально. <...> Поэтому углубление преподавания дисциплин, в которых осуществляется анализ самого процесса исторического познания (историография, философия, теория, методология истории), бесспорно, необходимо. <...> Давно уже требовалось учебное пособие по теории истории, построенное по хронологическому признаку, который, с одной стороны, обобщал бы достижения последних лет в области теоретического осмысления исторического знания, с другой – мог бы стать основой, стартом для изучения студентами философскотеоретического проблемного поля исторической науки. <...> Действительно история и, следовательно, ее теоретическое осмысление – постоянно развивающаяся область знаний, переосмысляющая свои теоретические принципы и характеризующаяся методологическим плюрализмом. <...> Кроме того, теоретические установки прошлого могут неожиданно актуализироваться, оказаться современными при очередном повороте в развитии исторического знания. <...> Во вводном разделе (первых <...>