№ 5 О СОДЕРЖАНИИ КАТЕГОРИЙ «ДУША» И «ДУХ» В ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ © 2012 г. П.А. Пономарёв, В.Н. Белогорцев Пономарёв Пётр Андреевич – доктор философских наук, профессор, кафедра психологии и педагогики, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, ул. <...> Белогорцев Виктор Николаевич – доктор философских наук, доцент, кафедра социальных технологий, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, ул. <...> Ponomaryov Pyotr Andreevich – Doctor of Philosophical Science, Professor, Department of Psychology and Pedagogy, South-Russian State University of Economics and Service, Shevchenko St., 147, Shakhty, 346500. <...> Belogortsev Viktor Nikolaevich – Doctor of Philosophical Science, Associate Professor, Department of Social Technologies, South-Russian State University of Economics and Service, Shevchenko St., 147, Shakhty, 346500. <...> Рассматриваются исторически изменяющиеся воззрения на важнейшие компоненты духовного мира человека – духа и души. <...> Анализируются различные взгляды на содержание категорий «душа» и «дух» и интерпретация данных феноменов в религиозном и светском аспектах. <...> Выделяются основные направления научных исследований в области изучения духовной сферы человека. <...> Делается анализ функционального качественного различия души и духа. <...> Между тем душа, дух в совокупности являются основой духовного мира человека, поэтому в условиях расширения и углубления внимания к проблеме духовного объективное рассмотрение категорий «душа» и «дух» с учетом современных реалий представляется необходимым и актуальным. <...> В истории философии «душа» осмыслялась через противопоставление телу как вещи (душа как динамическая сила), органическому телу (душа как активное жизненное начало), духу (душа как индивидуальное проявление единой духовной субстанции или как созданное Богом неповторимое личностное начало), внешним социальным формам человеческого пове8 дения (душа как внутренний мир человека, его самосознание). <...> Термин «душа» использовался с глубокой древности в анимистических верованиях. <...> Постепенно складывалась традиция осмысления феномена души, в становление <...>