Просвещения, 132, Новочеркасск, 346428, rektorat@npi-tu.ru South Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute), Prosveschenie St., 132, Novocherkassk, 346428, rektorat@npi-tu.ru Анализируются специфика и различные формы проявления конвергентной традиции соотношения религии и науки (диалоговая, диалектическая и взаимодополнительная модели). <...> Доказывается, что интеграция обозначенных аспектов позволяет сформулировать обобщенно-универсальный когнитивно-когитальный (познавательно-мыслительный) аспект исследования взаимосвязи религии и науки, который позволяет перевести обозначенную проблему в плоскость изучения веры и разума. <...> В современном религиоведении сложилось две стратегии рассмотрения проблемы соотношения религии и науки [1, 2]. <...> Первая исходит из предположения, что научный разум и религиозная вера представляют собой сферы человеческой ментальности, совершенно не связанные между собой. <...> Аргументы сторонников этой стратегии состоят в том, что, несмотря на огромные успехи науки, религия продолжает существовать, а следовательно, остается жизнеспособной вера в трансцендентные силы, которые наука не признает. <...> Например, одни исследователи считают, что религиозная вера удовлетворяет потребности человека в ответах не столько на познавательные вопросы, каков мир, сколько на смысложизненные, почему и зачем мир таков и зачем существует в нем человек. <...> Другие же утверждают, что религия существует вопреки научному доминированию в обществе только потому, что она способствует сохранению национальной и этнической общности. <...> Тенденция изображать науку и религию как обособленные, совершенно не связанные между собой силы духовной сферы лежит в основе конфликтной модели их взаимоотношений и модели независимости религии и науки друг от друга. <...> Вторая стратегия основывается на признании того, что религия и наука имеют общие основания. <...> Основаниями этой тенденции в решении проблемы соотноше14 ния религии и науки являются признание: а) общности их <...>