№ 2 ВОПРОСЫ ИСТОРИИ УДК 94(569.5) СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ГРУЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА © 2011 г. А.Т. Урушадзе Южный федеральный университет, ул. <...> Исследуются характер и эволюция имперской политики в области образования, а также реакция местного общества на модернизационный импульс империи. <...> Воронцова оценивается как политика распространения имперской идеологии и культурной экспансии, что сыграло значительную роль в умиротворении Кавказа. <...> Подробно проанализирована история Тифлисского Благородного училища, в стенах которого обучались отпрыски знатных кавказских фамилий и дети русских чиновников. <...> Российская империя не только воевала на Кавказе, покоряя местные народы, но и формировала новый социокультурный облик этого края. <...> Одним из наиболее важных элементов культурной политики империи был вопрос развития учебных заведений. <...> В настоящий момент, когда по разным политическим причинам отношения России и Грузии омрачены трагическими событиями, не лишне будет вспомнить о том, что прошлое продолжает нас объединять, и в этой совместной истории закавказские учебные заведения занимают своё достойное место. <...> Первые шаги в распространении просвещения в Грузии начались курьезом. <...> Главноначальствующий в Грузии князь П.Д. Цицианов в отношении к министру народного просвещения графу П.В. Завадовскому от 28 декабря 1802 г. сообщал об открытии 22 сентября того же года в Тифлисе училища «для обучения благородного Грузинского юношества» [1, с. <...> Однако, вернувшись в Тифлис, П.Д. Цицианов не смог обнаружить «ни учеников, ни учителей, ни даже училища», о чем с прискорбием известил министра [1, с. <...> Несмотря на первую неудачу, училище удалось открыть 21 мая 1804 г. Кроме того, П.Д. Цицианов рассчитывал открыть подобные училища в Гори и Телави [1, с. <...> По социальному составу Тифлисское Благородное училище в первые годы своего существования было исключительно дворянским учебным заведением. <...> Довольно быстро стали появляться <...>