65–77 Г.Р. Цецхладзе ПЕССИНУНТ: ГОРОД-ХРАМ ВЕЛИКОЙ БОГИНИ МАТЕРИ КИБЕЛЫ В древнем мире не было более популярного и распространенного культа женского божества, чем культ Великой Богини Матери, известной под именем Кибелы. <...> Первоначально она была фригийской богиней, но также почиталась в Лидии обеими великими империями начала первого тысячелетия до н. э. <...> К V в. до н. э. ее культ, в эллинизированной форме, проникает в Грецию, где она почитается как Великая Богиня Мать, а с 204/205 г. до н. э. культ богини появляется в Риме, где в ее честь воздвигается храм. <...> Из Рима культ Кибелы, почитавшейся здесь под именем MATER MAGNA, распространяется по Римской империи, став со временем одним из самых популярных религиозных культов в античном мире. <...> Беспрецедентную популярность этого культа можно объяснить из функций в самого божества: она была царицей, или владычицей своего народа, ответственной за его благополучие как богиня плодородия, кроме того, она была также богиней-целительницей и защитницей во время войны, хозяйкой гор и повелительницей дикой природы. <...> Большей частью в греко-римской иконографии Кибела изображается сидящей на троне, в венце в виде городской стены, в руках ее кубок и тимпан, по обе стороны ее трона сидят львы (иногда лев помещен на ее коленях). <...> Согласно сведениям, сообщаемым нам греческими и римскими авторами (Diod. <...> 6–7; etc.), источником этого культа был Пессинунт, находящийся в центральной Анатолии, в 150 км на юго-запад от Анкары и примерно в 100 км от Эскишехира (рис. <...> Он был основан в VIII в. до н. э. полумифическим царем Фригии Мидасом в качестве священного города культа Кибелы. <...> Здесь построили ее главное святилище, которое стало центром города-храма. <...> Династия пергамских Атталидов, под власть которых попал город, перестроила святилище Кибелы, добавив к нему портики из белого мрамора. <...> К 25 г. до н. э., ко времени, когда Август образовал провинцию Галатию, Пессинунт уже был римским владением. <...> Таким образом, как священный <...>