2 Т Е Х Н О Л О Г И И СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА №3, 2013 иННОВАЦиОННыЕ ТЕхНОлОгии уПрАВлЕНия ТЕМПЕрАТурОй груНТОВых МАССиВОВ ТрАНСПОрТНых СООружЕНий В АркТичЕСких ширОТАх А.А. ЦЕРНАНТ, доктор техн. наук, профессор, ОАО «ЦНИИС» ОАО «ЦНИИС» выдвинуло на соискание премии правительства РФ комплекс научно-технических разработок по созданию и внедрению прорывной инновационной технологии строительства транспортных сооружений в криолитозоне, включающий научную концепцию, теоретические разработки, конструктивно-технологические решения оснований и опор мостовых сооружений и земляного полотна на подходах к мостам и оснований и фундаментов объектов транспортной инфраструктуры в арктических широтах. <...> Актуальность выдвигаемой работы обусловлена утвержденной указом президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», которая предполагает разработку и реализацию инновационных сценариев освоения природных, прежде всего энергетических, ресурсов арктической зоны России, простирающейся на 140 градусов долготы в северных широтах Евразийского континента. <...> В ряду проблем освоения природных ресурсов в арктической природно-климатической зоне ключевой является проблема транспортной доступности территорий, где физико-географические условия строительства и эксплуатации объектов транспортной и промышленной инфраструктуры являются экстремальными: - длинная (260-270 дней) суровая зима и короткое (90105 дней) прохладное лето, полярная ночь и полярный день; - сплошное распространение вечной мерзлоты мощностью до 400 м с температурой мерзлого грунта от – 1°С до -10°С; - мощный ледовый покров в акваториях арктических морей; - вечная мерзлота, подземные льды, криопэги; - чрезвычайная активность криогенных процессов и явлений, обусловливающих пространственно-временную нестабильность параметров внешнего теплообмена и теплооборотов <...>