Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Аристей : Классическая филология и античная история  / №2 2012

МУДРОСТЬ ДИОНИСА В «ВАКХАНКАХ» ЕВРИПИДА (100,00 руб.)

0   0
Первый авторЕгоров
Страниц8
ID425244
АннотацияСтатья посвящена специфике изображения Диониса в трагедии Еврипида «Вакханки». Автор рассматривает круг тем, среди которых важное место занимают двойственная природа Диониса и культовое почитание этого бога. Особое внимание уделяется мудрости, свойственной религиозному движению, разрушающему привычные социальные установления.
Егоров, А.С. МУДРОСТЬ ДИОНИСА В «ВАКХАНКАХ» ЕВРИПИДА / А.С. Егоров // Аристей : Классическая филология и античная история .— 2012 .— №2 .— С. 121-128 .— URL: https://rucont.ru/efd/425244 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

121–128 А.С. Егоров МУДРОСТЬ ДИОНИСА В «ВАКХАНКАХ» ЕВРИПИДА Трагедия Еврипида «Вакханки» из всех произведений этого автора является, пожалуй, самой сложной для понимания современным читателем. <...> В ней описывается весьма необычный религиозный опыт1 , который вряд ли был свойственен афинской религии V в. до н. э. <...> По всей вероятности, на поэта повлияло место ее написания – Македония, где Еврипид провел остаток своей жизни2 . <...> Однако написана она была для постановки именно в Афинах, что позволяет считать эту трагедию ценным источником для реконструкции как отдельных течений в греческой религии, так и интелектуального климата Афин периода классики. <...> Сюжет трагедии соответствует традиционному мифу, но в ней обращают на себя внимание детали, которые могут быть авторскими инновациями3 . <...> Прежде всего здесь стоит отметить пассажи, где дано описание двойственной природы Диониса, и, что немаловажно, сделано это в 1-м лице ед. числа. <...> Далее необходимо указать на культовое почитание нового бога, которое несет в себе явно отталкивающие черты4 . <...> И наконец, – специфическое противопоставление мудрости и здравого смысла. <...> 2 После постановки «Ореста» весной 408 г. Еврипид навсегда покинул Афины, приняв приглашение Архелая, эллинизированного македонского царя, который стремился сделать свой двор своеобразным центром греческой культуры. <...> 3 трагедии заставляет усомниться в этом поспешном выводе. <...> Поскольку три эти темы (двойственная природа, особенности религиозного почитания и оппозиция мудрость – здравый смысл) объединены фигурой Диониса, их следует рассматривать как единый комплекс представлений. <...> В самом начале трагедии Дионис указывает на свое божественное происхождение, но тем не менее отмечает, что в родной город он прибыл в облике человека: Ἥκω Διὸς παῖς τήνδε Θηβαίαν χθόνα Διόνυσος, ὃν τίκτει ποθ’ ἡ Κάδμου κόρη Σεμέλη λοχευθεῖσ’ ἀστραπηφόρωι πυρί· μορφὴν δ’ ἀμείψας ἐκ θεοῦ βροτησίαν πάρειμι Δίρκης νάμαθ’ Ἱσμηνοῦ θ’ ὕδωρ. <...>