Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Аристей : Классическая филология и античная история  / №1 2013

О ВОЗМОЖНОМ ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ СЮЖЕТА ОБСЦЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ НА «ВАЗЕ ЕВРИМЕДОНТА» (100,00 руб.)

0   0
Первый авторСуриков
Страниц12
ID423755
АннотацияОбсценное изображение гомосексуального характера (греческий воин насилует перса) на краснофигурной ойнохое 460-х гг. до н. э. (т. н. «вазе Евримедонта») недвусмысленно связано с победой Кимона над персами при реке Евримедонт в Малой Азии. Интерпретируя данную сцену, ученые по большей части подчеркивают, что она символизирует триумф эллинов-победителей над восточными врагами. Автор статьи пытается продемонстрировать, что, помимо этого общего культурного контекста, можно распознать еще один контекст изображения – более узко-конкретный и вполне реальный. Известный эпизод с Кимоном, приказавшим раздеть персидских пленников (передан Ионом Хиосским), имел место, вероятнее всего, именно после битвы при Евримедонте, а не «при Сесте и Византии», как сообщает традиция (никакой кампании Кимона «при Сесте и Византии» вообще не было). Если афиняне воспользовались находившимся в их руках большим количеством обнаженных персов для акции символического насилия (что вполне вероятно), вазописец мог запечатлеть именно этот эпизод. Но, конечно, перса на вазе нельзя было изобразить обнаженным: это противоречило бы всем канонам греческой художественной традиции.
Суриков, И.Е. О ВОЗМОЖНОМ ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ СЮЖЕТА ОБСЦЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ НА «ВАЗЕ ЕВРИМЕДОНТА» / И.Е. Суриков // Аристей : Классическая филология и античная история .— 2013 .— №1 .— С. 46-57 .— URL: https://rucont.ru/efd/423755 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

46–57 И.Е. Суриков О ВОЗМОЖНОМ ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ СЮЖЕТА ОБСЦЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ НА «ВАЗЕ ЕВРИМЕДОНТА» (малоизвестный эпизод греко-персидских войн) * Одним из весьма важных аспектов цивилизации античной Эллады – но при этом таким аспектом, о котором в историографии (особенно отечественной) по традиции предпочитают стыдливо умалчивать, – являлся гомосексуализм. <...> Следует отметить, что в западном антиковедении начало такому изучению и ряд важных наблюдений, в некоторой мере проясняющих , что в уже положено1 интересующее нас явление, был сделан. <...> Суриков О ВОЗМОЖНОМ КОНТЕКСТЕ 47 рамках греческой цивилизации фундаментальная гендерная оппозиция пролегала не по линии «гетеросексуальность – гомосексуальность», а по линии, разграничивавшей активную и пассивную роль в половом контакте (так что, собственно, само понятие гомосексуализма в данном контексте представляется не вполне релевантным). <...> Все сказанное в данной связи представляется безусловно верным (в числе прочего – о тесной связи гомосексуальных отношений с практикой симпосия, с воинским воспитанием и т.п.) <...> Сказанное в полной мере относится и к гомосексуальным контактам6 (что и неудивительно, учитывая упоминавшуюся выше ментальную . <...> Журнал_7.indb 47 04.12.2013 0:03:28 48 АРИСТЕЙ VII (2013) У читателя может возникнуть недоумение, почему работе по историко-географической проблематике предпослано подобного рода гендерно-культурологическое введение. <...> Речь идет о так называемой «вазе Евримедонта» – краснофигурной ойнохое, датируемой 460-ми гг. до н. э. <...> Персидский лучник в костюме, характерном для восточных персонажей в греческой художественной традиции (плотно облегающее трико), стоит, подняв руки и наклонившись вперед. <...> Греческий воин, вся одежда которого состоит из накинутого на плечи плаща, приближается к персу cum pene erecto in manu, с совершенно недвусмысленными намерениями. <...> Нет полной ясности относительно того, к кому из двух действующих лиц должны <...>