ЛИЦО ГЕНИАЛЬНОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ ИЛЬЯ НИКИТИН ТЕКСТ механизм номера Искусство – единственная сфера, присущая только человеку. <...> Наука, юриспруденция, политика и даже религия, пусть и в элементарном виде, наблюдаются у других существ – от насекомых (муравьев и пчел) до млекопитающих (вспомним институт стаи у псовых, например). <...> Художественное же творчество – осмысленное производство продуктов, обладающих сугубо эстетической ценностью, – целиком прерогатива homo sapiens. <...> Но вот вопрос: почему одни этносы богаты гениями, другие же не просто бедны – количество гениев в большинстве национальных культур приближается к нулю! <...> В В самом деле, если брать европейское искусство последних 500–700 лет (а именно оно остается главным трендом художественного творчества в наши дни), то оказывается, что все его гении появлялись буквально в пяти-шести национальных группах: Италии, Испании, Франции, Англии, Германии и только в позапрошлом веке – России. <...> А ведь Европа не исчерпывается этими нациями – не говоря уж обо всем мире! <...> ЧТОБЫ В ЭТОМ РАЗОБРАТЬСЯ, необходимо углубиться в исторические дебри. <...> Начнем с того, что история в ее современном понимании стала формироваться лишь на рубеже XIV–XV веков. <...> Почему колыбелью современной истории стала Италия (точнее, множество небольших политических образований, объединенных близостью расположения и схожестью языка), более-менее понятно: именно на этой территории, в пережившем упадок и разрушение Риме, находился папский престол – центр мироздания для католиков, которые, пользуясь терминологией Л. Н. Гумилева, были в то время главными носителями пассионарности. <...> Калмаков, Портрет Данте Алигьери Франческо Петрарка Портрет Джотто кисти Паоло Уччелло 11/2015 049 механизм номера Чуть раньше, в X–XII веках, такими пассионариями были арабы, создавшие великую культуру, но не давшие миру ни одного универсального гения – просто в силу религиозных особенностей ислама, отвергающих примат творца-гения <...>