Патернализм или ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Геннадий Горелик ответственная свобода? <...> При этом средневековость он продлил до своего времени, которое обычно считается последним этапом Нового времени, а в советско-российской хронологии – кануном времени Новейшего. <...> Советским историкам полагалось смотреть на все сквозь призму марксизма, веря в то, что «бытие определяет сознание». <...> История рождения современной науки подсказывает важную часть сознания – представления о человеке и о правильном укладе жизни. <...> Патернализм детский, языческий и библейский риарх», соединившее греческие корни ПАТЕР – отец и АРХЕ – власть. <...> Того же происхождения «патернализм» – уклад жизни, когда правитель покровительствует подданным в обмен на их подчинение. <...> Древние люди, привыкнув к власти патриархов, верили и в их посмертное могущество, а в незапамятном прошлом высматривали родоначальников в мифических зверо-человекоподоб84 представлений – личный опыт, начиная с детства. <...> Взрослея, дитя узнает, что отец – не самая высшая власть, и важная часть отцовства перейдет к начальнику отца – эдакому «супер-отчиму». <...> Так возникло понятие и слово «патЕстественный источник таких Философ истории Владимир ных богах (исходное значение индоевропейского слова «бог» – «дающий властитель»). <...> Представление об отцовской сути власти дожило до XX-го века, проявляясь в титулах вождей: «отец народов», «отец нации», «батька». <...> При этом чужие покровители вместе с их подданными – потенциальные враги, а преданность своему правителю проще всего доказать враждебностью к чужакам. <...> Такая враждебность, легко переходящая в агрессию, – неизбежное следствие патернализма. <...> При этом народный, или языческий, патернализм вовсе не означает приверженность одному и тому же правителю: история полна примеров, когда неудачного правителя сменял другой, с более или менее кровавым междуцарствием. <...> К примеру, малоуспешному вождю полагалось залезть на пальму, оппозиционеры <...>