Иллюстрация из книги «Сцены частной и общественной жизни животных». <...> Париж, 1868 год механизм номера Сбросить коллег(у) с корабля истории хоть раз мечтает каждый. <...> И иногда эти порывы оказываются благом всего человечества: в спорах может родиться не только истина, но и методология, и вектор развития общества. <...> 1 У БАРЬЕРА: ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА: Конфликт зоологов Жоржа Кювье (Jean Lйopold Nicolas Frйdйric Cuvier) и Этьена Жофруа Сент-Илера (Йtienne Geoffroy SaintHilaire), который официально длился почти весь 1830 год на заседаниях французской Академии наук, – замечательная иллюстрация столкновения традиции и новации. <...> КЮВЬЕ ИСПОВЕДОВАЛ КРЕАЦИОНИЗМ (то есть верил, что жизнь на Земле – дело рук Творца), а Сент-Илер – трансформизм (считал, что виды могут изменяться). <...> Вопрос эволюции как таковой в их дискуссии не всплывал – он был завуалирован более конкретным вопросом: сводится ли строение всех животных к единому плану, или свой план есть у каждого из типов. <...> В предыстории этого спора Кювье и СентИлер были почти друзьями: вместе работали в Музее естественной истории, занимались сравнительной анатомией и в научных трудах опирались на результаты друг друга. <...> Точнее, они по-разному изначально смотрели на критерий общности. <...> Для Кювье ведущим критерием была общность функций. <...> Так что Кювье сделал вывод, что позвоночные – некая новая ветвь, отграниченная от остальных, и значит, другие животные должны объединяться в подобные общности. <...> Сент-Илер догадался, что общая схема для анатомии позвоночных означает и существование более общей схемы для всех животных. <...> В феврале 1830 года на заседании парижской Академии наук Сент-Илер выступил с докладом о работе двух молодых коллег, которые сравнили строение каракатицы с анатомией позвоночных и отметили сходство отдельКРЕАЦИОНИЗМ УЛОЖИЛ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ НА ЛОПАТКИ! ных систем органов, а также соответствие общего плана строения. <...> На следующем заседании Кювье подробно разнес этот доклад, и началась самая знаменитая <...>