Масленникова, зам. директора по УВР, учитель химии и биологии МБОУ «СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Калуга Стратегии смыслового чтения на предметах естественно-научного цикла (из опыта работы) П РИ изучении ботаники в 5-м классе, тема «Строение и рост корня», учащимся можно предложить следующий текст: Легко ли удержать раскрытый зонтик, когда дует сильный ветер? <...> Какая же огромная сила нужна, чтобы дуб, сосну и другие деревья удержать на месте не только против средней силы ветра, но и против урагана? <...> Словно на стальных канатах, держатся на своих корнях растения. <...> Попытайтесь разорвать хотя бы один корешок толщиной с обыкновенный карандаш. <...> Что же говорить о толстенных корнях деревьев! <...> Несколько выше кончика корня, на участке в несколько сантиметров, образуются по всей поверхности корня корневые волоски. <...> Любая живая клетка корня может поглощать воду и минеральные вещества, но это поглощение очень незначительное, так как наибольшую поверхность образует зона корневых волосков – мощный аппарат всасывания…(и т. д.) <...> . Задание к тексту: запишите основные функции стебля, найдите доказательства их наличия в тексте. <...> Функция корня Доказательства из текста опорная Словно на стальных канатах, держатся на своих корнях растения. <...> Попытайтесь разорвать хотя бы один корешок толщиной с обыкновенный карандаш. <...> Что же говорить о толстенных корнях деревьев! всасывающая… <...> … В начале изучения курса ботаники (тема «Растения как составная часть живой природы. <...> Ботаника – наука о растениях») очень удобно использовать приемы «Горячий стул» и «Тематическая карточка». <...> Прием «Горячий стул» помогает систематизировать знания о биологических науках и разделах ботаники. <...> Суть этого приема заключается в следующем: ученик садится на стул (можно спиной к классу) и задает своим одноклассникам ряд тонких вопросов, на которые можно получить только однозначный ответ (да или нет). <...> Отвечающий ученик должен узнать <...>