18, № 2, 2012 Л.А. Ларченкова УДК 372.853 Решение физических задач как средство диагностики и преодоления психологопознавательных барьеров при изучении физики Людмила Анатольевна Ларченкова РГПУ им. <...> А.И. Герцена; email: larludmila@yandex.ru Обсуждается вопрос о значении решения задач в физическом образовании. <...> В частности, подчеркивается особая роль физических задач в преодолении познавательных затруднений и заблуждений и развитии физического понимания. <...> Ключевые слова: обучение физике, решение физических задач, психолого познавательные барьеры, физическое понимание. <...> Проблема барьеров как индивидуальных психологических затруднений человека в различных жизненных контекстах привлекает внимание педагогов и психологов. <...> Вопервых, понимание барьера в познавательной деятельности как препятствия в творческом поиске, в преодолении которого заключается самая суть каждого открытия в области научного творчества [5]. <...> Вовторых, понимание барьера как универсального и постоянного атрибута жизни человека [15]. <...> Такая трактовка позволяет раскрыть развивающий потенциал любой деятельности, в том числе и учебной: он заключен в преодолении барьеров оптимальной трудности, субъективно воспринимаемых как дефицит чегото, как внутреннее напряжение. трансформирующиеся во внутренний план. <...> Втретьих, понимание барьера как фактора воздействия на личность ученика, лежащее в основе концепции барьерной педагогики [4]. <...> Основная ее идея: в учебном процессе следует адаптировать не внешние барьеры к личности ученика, а изменять, адаптировать личность ученика по отношению к стоящим перед ним барьерам и тем самым развивать его. <...> Вчетвертых, понимание барьера как субъективной особенности учащихся, которая заключается в массовом бессознательном воспроизведении типичных затруднений, заблуждений, ошибок в мыслительной деятельности [13]. <...> Согласно этой Решение физических задач как средство диагностики и преодоления психолого <...>