ДЕЙСТВУЮЩИЙ ДОГОВОР И STATUS QUO Этика и экономика договорных обязательств* В предыдущих главах дано теоретическое объяснение того, как в результате рациональной деятельности индивидов, максимизирующих свою полезность, путем заключения договора может возникнуть социальный порядок, который реализовался бы в определении индивидуальных прав и создании политической структуры, обеспечивающей соблюдение правил индивидуального поведения с учетом этих закрепленных прав. <...> Одно из направлений постоянной критики любой договорной теории социального порядка тесно связано с «вневременной» характеристикой модели. <...> . 2 Эта очень важная и правомерная критика, по сути, этических доводов сторонников договорного подхода, которые стремятся обосновать легитимность социального порядка существованием неявного договора. <...> Но если существующие принципы общественного и политического устройства, включая и принципы определения прав индивидов, просто наследуются из прошлого, то никакого этического их одобрения может и не быть. <...> Участвовали ли предки в заключении договора или нет, – значит немного; в индивидуалистической общественной структуре может и не быть сильных передаваемых из поколения в поколение обязательств, соблюдение которых является принципом «чести». <...> Изложенное выше характерно для реального 1 Этот вывод необходимо изменить при анализе социальной структуры, в которой доминирующей единицей является скорее перманентная семья, а не индивид. мира и нам необходимо задать себе вопрос: почему индивид будет добровольно подчиняться существующим правилам и общественным институтам? <...> Эти институты, конечно же, включают как меры по обеспечению соблюдения правил, так и меры наказания за их нарушение. <...> Практически любой индивид «добровольно» подчинится диктуемым нормам поведения, если знает, что отступление от них будет неизбежно караться, причем жестоко. <...> Именно поэтому структура существующего «договора <...>