Несколько слов о роли преподавателя в общем физическом практикуме на младших курсах вузов Физическое образование в вузах. <...> 18, № 3, 2012 Несколько слов о роли преподавателя в общем физическом практикуме на младших курсах вузов Татьяна Михайловна Глушкова, Александр Семенович Нифанов, Ирина Макаровна Сараева Физический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, кафедра общей физики; 119991, Москва, ГСП1, Ленинские горы, Физический факультет МГУ; email: nifanov@mail.ru В статье изложены взгляды авторов на роль преподавателя в современном физическом практикуме. <...> Основная идея статьи – показать, что практикум действительно дает возможность преподавателю, проявляющему себя как воспитатель, педагог и физик исследователь, участвовать в формировании творческой личности студента как будущего научного работника. <...> Система образования на физическом факультете направлена на то, чтобы воспитать специалистафизика, который должен уметь обдуманно выбрать область исследования, поставить научную задачу и найти рациональный способ ее решения. <...> Одним из эффективных средств для достижения этой цели является физический практикум. <...> Перед студентом стоит ряд нелегких проблем: освоить теоретический материал по теме предстоящего эксперимента, понять суть метода, предлагаемого для решения поставленной задачи, грамотно выполнить программу измерений, провести необходимые расчеты и проанализировать полученные результаты. <...> Все эти проблемы студент решает под руководством преподавателя. <...> Выполнению лабораторной работы предшествует беседа студента с преподавателем, в процессе которой оценивается уровень теоретической подготовки студента. <...> Нередко возникают ситуации, когда самому студенту, даже вполне добросовестному, очертить круг необходимых знаний и оценить достаточность глубины их осмысления без помощи преподавателя трудно или даже невозможно. <...> В таких ситуациях от преподавателя требуется не только квалифицированный <...>