Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Университета Дмитрия Пожарского  / №1(3) 2016

Историк Михаил Супрун против Российской Федерации: отголоски историко-архивного процесса и анализ правовых аргументов, представленных в Европейский Суд по Правам Человека (150,00 руб.)

0   0
Первый авторРамазашвили
Страниц36
ID419465
АннотацияПредыстория, как и основные подробности прошедшего осенью-зимой 2011-го в Октябрьском районном суде Архангельска судебного процесса, в ходе которого обвинялись историк — профессор Михаил Супрун и начальник Информационно-аналитического и архивного центра Управления Внутренних Дел по Архангельской области полковник милиции Александр Дударев, достаточно подробно освещались прессой, но последующие этапы не заинтересовали журналистов в необходимой степени. Между тем, прецедентный характер этого дела, итогом которого стало появление у российских архивистов боязни подвергнуться уголовному преследованию за выдачу документальных источников, содержащих, по субъективному мнению ФСБ, ставшую уже пресловутой «информацию о частной жизни», не позволяет его рассматривать, как частный случай, касающийся исключительно фигурантов дела. Поскольку процесс затронул интересы историко-архивного сообщества, одновременно два представителя которого, персонифицирующих профессиональные гильдии — архивную и исследовательскую, соответственно, — оказались в 2011-м на скамье подсудимых, важно понять, может ли и в какой степени попытка обжаловать финальную позицию российских судов в Европейском Суде по Правам Человека (далее — ЕСПЧ) вернуть отечественным архивистам то чувство безопасности, с которым они жили до того, как их коллега Александр Дударев был призван виновным в превышении служебных полномочий и получил год условно за то, что с его разрешения профессору Супруну были выданы документы, содержащие информацию о переселённых в Архангельскую область после Второй мировой войны этнических немцах и отражающих, по мнению следствия, их частную жизнь. Полагая, что юридическая аргументация не менее важна для понимания этих перспектив, чем сам итог — каким бы он ни был — слушаний, уместно обратить внимание на правовые позиции, с которыми к ЕСПЧ обратились стороны ещё на досудебной стадии. Обзор приводимых сторонами доводов позволит следившим за делом Дударева/Супруна делом представителям историко-архивного сообщества понять, отражает ли и в какой степени обращение М. Н. Супруна в Европейский Суд их интересы.
Рамазашвили, Г.Р. Историк Михаил Супрун против Российской Федерации: отголоски историко-архивного процесса и анализ правовых аргументов, представленных в Европейский Суд по Правам Человека / Г.Р. Рамазашвили // Вестник Университета Дмитрия Пожарского .— 2016 .— №1(3) .— С. 279-314 .— URL: https://rucont.ru/efd/419465 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Г. Р. Рамазашвили Историк Михаил Супрун против Российской Федерации: отголоски историко-архивного процесса и анализ правовых аргументов, представленных в Европейский Суд по Правам Человека Начавшие всё чаще появляться с последней трети 1990-х гг. медийные сообщения об уголовном преследовании журналистов и учёных, в чьей работе спецслужбы видели признаки разглашения государственной тайны, не оставляли сомнений в том, что в какой-то момент эта технология сомнительных в правовом отношении обвинений будет апробирована и на историках, изучающих советский период. <...> Наличие же этого термина вкупе с повальной озабоченностью архивистов так называемой «тайной личной жизни» и «персональными данными», начавшейся с 2006-го г., когда МВД и Министерством Культуры РФ вместе с ФСБ был выпущен совместный приказ №375/584/352, значительно усложнивший доступ к документам 1930–1940-х, давало основания полагать, что в спецслужбах найдутся те, кто захочет перевести теоретические правовые дебаты из научных учреждений в зал судебных заседаний и дать таким образом понять историко-архивному сообществу, что государство готово, ради сохранения доминирующих позиций в идеологической сфере, вмешаться в сферу их профессиональной компетенции. <...> Усилив в 2006-м г. запретительную законодательную базу, околовластные сторонники запретительной информационной политики смогли апробировать её действие на работавшем в Поморском государственном университете историке Михаиле Супруне и возглавлявшем информационно-аналитический отдел Управления МВД по Архангельской области архивисте Александре Дудареве, взаимодействовавших, работая над исследованием, позволявшим систематизировать данные о вынужденных переселенцах, которых как этнических немцев сослали в этот регион по окончании Второй мировой войны. <...> Если предыстория, как и основные подробности прошедшего осенью–зимой 2011-го в Октябрьском районном суде Архангельска судебного <...>