Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Университета Дмитрия Пожарского  / №1(2) 2015

К вопросу о бытовании в средневековой Руси монашеской практики посмертного «поругания тела» (150,00 руб.)

0   0
Первый авторДонской
Страниц12
ID419444
АннотацияВ данной статье рассматривается монашеская аскетическая практика посмертного «поругания тела», распространившаяся в средние века на Руси посредством византийского влияния. Самоуничижительные завещания о посмертной судьбе тела в агиографической литературе, вероятно, оказали влияния на казни, проводимые Иваном Грозным. Практика завещаний о посмертном «поругании тела» на Руси в XV—XVI вв. довольно логично вписывается в общую канву культурных явлений того времени. Богослужебный чин, содержащий мотивы пренебрежительного отношения к телу появляется раньше, чем рассматриваемая аскетическая практика находит отражение в памятниках литературы. Наблюдения позволяют поставить вопрос о влиянии литургических текстов на литературу и повседневную жизнь средневековой Руси.
УДК94(47).04
Донской, Г.Г. К вопросу о бытовании в средневековой Руси монашеской практики посмертного «поругания тела» / Г.Г. Донской // Вестник Университета Дмитрия Пожарского .— 2015 .— №1(2) .— С. 85-96 .— URL: https://rucont.ru/efd/419444 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

04 Г. Г. Донской К вопросу о бытовании в средневековой Руси монашеской практики посмертного «поругания тела» Влияние византийской культуры на жизнь средневековой Руси обычно не ставится под сомнение, однако о конкретных проявлениях этого влияния сказано, как кажется, недостаточно. <...> Практика составления самоуничижительных завещаний отражала особую аскезу монашеской жизни в некоторых греческих монастырях. <...> Первое свидетельство проникновения на Русь рассматриваемой монашеской практики связано с киевским митрополитом Константином I. <...> 86 Вестник Университета Дмитрия Пожарского (2015, №1) из Лаврентьевской летописи о преставлении митрополита Кирилла I до XVI в. оставался неизменным. <...> Автор Степенной книги пишет о митрополите Константине I, что он перед преставлением дал черниговскому епископу записку, которую приказал вскрыть только после своей смерти. <...> Примечательно, что черниговский епископ Антоний распоряжается исполнить последнюю волю митрополита. <...> В контексте других древнерусских завещаний о «небрежении тела» данная история уникальна именно тем, что завещание действительно исполняется. <...> В средневековой Руси со временем происходит изменение отношения к рассматриваемой практике. <...> Начиная с XV в. завещание о «поругании тела» начинает рассматриваться как один из моментов, характеризующих святость того или иного монаха-подвижника. <...> В русской традиции присутствует двойная линия, «сочетающая обращение к древним первоисточникам с ориентацией на собственных подвижников и столпов благочестия»7 . <...> Как показали А. Ф. Литвина и Ф. Б. Успенский, история с телом митрополита Константина I в ранних летописях была лишена того яркого чудесного ореола, который она приобрела в XVI в. и для авторов и читателей того времени являлась, своего рода, предостережением от того, чтобы торопиться исполнить самоуничижительную волю человека8 Практика посмертного «поругания тела» была также исследована арх. <...> Ма. карием (Веретенниковым <...>

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ