ДИСКУССИЯ О МЕСТЕ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ ДОКТРИН XIX — НАЧАЛА XX В. А. <...> Дорская Кафедра международного права Российский государственный педагогический университет им. <...> А.И. Герцена наб. реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, Россия, 191186 В статье анализируется дискуссия о месте церковного права в правовой системе страны, заочно возникшая в XIX — начале XX вв. <...> Показано значение данного вопроса для становления понятия «правовая система». <...> Выявлено, какие зарубежные теории были восприняты российскими специалистами в области церковного права. <...> Рассматривается влияние данной дискуссии на современную квалификацию церковного (канонического) права. <...> Вопрос о месте церковного (канонического) права в правовой системе любой страны является достаточно сложным. <...> Во-первых, возникает вопрос, нужно ли разграничивать каноническое и церковное право. <...> В Российской империи церковное право включало в себя как церковные каноны, так и позитивные законы, издаваемые государством по делам церкви. <...> ХХ в. термин «церковное право» был возрожден, хотя постепенно исследователи стали склоняться к «каноническому праву». <...> Вместе с тем даже использование второго понятия не дает однозначной определенности. <...> Например, Н.В. Шатуев и С.Ж. Дугарова пишут, что «каноническое право включает в себя систему норм, регулирующих все существенные стороны жизни церкви и верующих. <...> Во-вторых, в церковном (каноническом) праве практически всегда присутствует международно-правовой элемент. <...> В частности, Ю.Б. Шубников, характеризуя источники формирования права Европейского Союза, отмечает, что «каноническое право в средние века занимало уникальную нишу среди правовых систем, процветавших в период позднего средневековья. <...> На современном этапе в 26 Вестник РУДН, серия Юридические науки, 2014, № 4 России тоже не все однозначно. <...> В данном случае встает очень трудный вопрос: каким образом государство может признавать <...>