ВЛИЯНИЕ СРЕДОВЫХ ФАКТОРОВ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА М.Н. <...> Миклухо-Маклая, 8, Москва, Россия, 117198 Статья посвящена изучению воздействия комплекса факторов окружающей среды на психоэмоциональное состояние московских школьников средних классов. <...> По выборке из 233 учащихся двух московских школ было выявлено, что уровень тревожности (личностной и ситуативной) был значимо выше у школьников, проживающих в экологически неблагоприятном округе (ЮВАО), по сравнению со школьниками, проживающими в экологически благоприятном районе. <...> На тревожность учащихся средних классов помимо экологических факторов существенное воздействие оказывает социальная среда. <...> В экологически неблагоприятных условиях благоприятная социальная среда снижала подростковую тревожность, а благоприятная экологическая среда нивелировала негативное воздействие неблагоприятной социальной среды. <...> В этой связи важным является проведение комплексных исследований влияния факторов среды на психическое развитие детей и подростков. <...> Индикатором психических состояний внешних воздействий может служить психоэмоциональный уровень. <...> С учетом условий проживания экспериментальная группа была разделена на три подгруппы. <...> В первую подгруппу (Э1, n = 92) вошли учащиеся средних классов, проживающие в ЮВАО, где отмечено существенное антропогенное воздействие: повы86 Даначева М.Н., Шастун С.А. <...> Влияние средовых факторов на психоэмоциональное состояние. шенная шумовая нагрузка (72—88 дБ) и химическое загрязнение атмосферного воздуха (превышение ПДК по оксиду углерода, окислам азота, фенолу, формальдегиду, взвешенным веществам, углеводородам). <...> В третью подгруппу (Э3, n = 28) вошли учащиеся, проживающие в ЮЗАО, у которых анкетный опрос родителей показал низкий социально-экономический статус семьи (подростки из неполной семей, неработающие родители, сложные взаимоотношения в родительско-детских отношениях <...>