Гороховатский* Конституционно-правовое регулирование процесса формирования и развития федеративных отношений в России после 2000 г. Аннотация. <...> В статье исследованы тенденции развития федеративных отношений с точки зрения направлений централизации и децентрализации федерации. <...> На примере отдельных институтов конституционного права (выборы высших должностных лиц субъектов РФ, реализация федерацией и ее субъектами своих полномочий в рамках совместного ведения, изменение субъектного состава РФ путем объединения ее субъектов и принятия в ее состав новых субъектов) установлена зависимость изменения степени централизации в федеративных отношениях от политических приоритетов. <...> Определены два этапа развития федеративных отношений, характеризующихся противоположной направленностью основных тенденций развития: централизация, в соответствии с доктриной построения вертикали власти в период с 2000 по 2012 г., и децентрализация власти в период с 2012 г. как реакция на излишнюю жесткость структуры управления на предыдущем этапе. <...> Ключевые слова: централизация, высшее должностное лицо субъекта РФ, изменение субъектного состава федерации, предметы совместного ведения. <...> С овременная федеративная система отношений в России сложилась преимущественно в 90-е гг. <...> Значительная часть территории страны, на которой проживало большинство населения, не обладала правами субъекта федерации, а находилась в непосредственном административном подчинении федерального центра. <...> Субъектами федерации могли считаться только национально-территориальные образования. <...> Причем эти образования делились на 3 категории, каждая из которых обладала разным статусом и разным объемом полномочий: автономная советская социалистическая республика, автономная область и автономный округ. <...> XX в., в период перехода от социалистического к демократическому государству с рыночной экономикой федерация трансформировалась по следующим основным <...>