ПРИОБЩЕНИЕ К КОСМОНАВТИКЕ ПОДРОБНЕЕ О НЕВЕСОМОСТИ В ЛЕТЯЩЕМ ПО ПАРАБОЛЕ САМОЛЕТЕ ТУ-104 И УЧАСТНИКАХ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЙ Первоначальные испытательные полеты До начала космоплавания не многие пытались создавать невесомость в летящем самолете, мало кто писал о том, как она действует на человека: Вульфтен-Пальте в 1928 г., Диринсгофен в 1935 г., Гератеволь в 1955 г. Они летали на небольших транспортных и пассажирских самолетах и сообщали об иллюзии вертикального движения приборной панели, на которую смотрел испытуемый в полете при уменьшении либо увеличении действия силы тяжести. <...> Для создания внутри самолета невесомости у нас в Летно-исследовательском институте впервые в мире был использован большой пассажирский самолет Ту-104А № 42396 с обширным внутренним пространством*. <...> Чтобы в самолете возникала невесомость, он должен летать по параболической траектории: разгоняться, взмывать вверх (кабрировать), делать «горку», переходить в пикирование и вовремя выходить в горизонтальный полет. <...> Но надо было так рассчитать скорость, высоту полета, углы кабрирования и пикирования, с учетом плотности атмосферы на разных высотах, веса самолета и площади крыла, чтобы кратковременная невесомость во время параболической «горки» длилась как можно дольше. <...> Уникальные расчеты для большого пассажирского самолета сделал талантливый авиационный инженер и математик Евгений Терентьевич Березкин (оформлено свидетельство об изобретении). <...> Невесомость, по расчетам Березкина, должна была длиться 28…30 секунд, и в каждом полете ее можно повторять много раз. <...> Будущие космонавты должны были знакомиться с невесомостью в таких полетах в ЛИИ. <...> №3 • 2016 84 СТРАНИЦЫ БУДУЩИХ КНИГ Для того чтобы летать по параболической траектории и создавать невесомость в салоне самолета Ту-104 №42396, выбрали лучших наших летчиков: Сергея Николаевича Анохина и Юрия Алексеевича Гарнаева. <...> Техник Павел Демчев должен был следить по специальным приборам, насколько <...>