№ 5 УДК 001.5 О РОЛИ И МЕСТЕ СВЯТОГО УАСГЕРГИ (УАСТЫРДЖИ) В ОСЕТИНСКОЙ МИФОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ © 2013 г. В.Д. Дзидзоев Дзидзоев Валерий Дударович – доктор исторических наук, профессор, Dzidzoyev Valeriy Dudarovich – Doctor of History Sciences, Professor, кафедра социально-гуманитарных дисциплин, Department of Social and Humanitarian Disciplines, Северо-Осетинский государственный университет им. <...> Анализируется роль и место осетинского святого Уасгерги (Уастырджи) в мифологии и этнографии осетинского народа. <...> После Бога он считается наиболее почитаемым у осетин. <...> Рассматриваются и приводятся конкретные факты взаимосвязи и разницы между святым Уасгерги и святым Георгием, так как даже образованные люди в Осетии часто путают их, выдавая за один и тот же персонаж, не понимая принципиальной и очевидной разницы между реальной исторической личностью, знатным римским воином, замученным и обезглавленным за проповедь христианской религии, известным нам под именем святой Георгий, и Уасгерги, божеством осетинской мифологии. <...> Ключевые слова: Осетия, святой Георгий, Уасгерги-Уастырджи, христианство, язычество, мифология, историческая наука, святилище, учение Христа, Дигорское ущелье, Россия, нартский эпос, Бог, Малая Азия, Турция, римский воин, Великомученик и Победоносец. <...> С большой долей вероятности можно лишь утверждать, что формирование культуры, этнографии и мифологии осетин протекало под влиянием культуры и религии соседних народов, сохранившихся до наших дней в осетинских традициях. <...> Нами предпринимается попытка анализа некоторых религиозных верований осетин, в частности роли популярного и почитаемого божества святого Уастырджи (на иронском диалекте осетинского языка), Уасгерги (на дигорском диалекте) в этнографии и мифологии наших предков и современников. <...> Л.А. Чибиров подчеркивает, что в нем «нашли отражение общественный быт и мировоззрение народа в их эволюционном развитии» [1, с. <...> Значительная часть исследователей дореволюционной истории и этнографии <...>