ПОНЯТИЕ «МИФОТЕОЛОГИИ» В КОНТЕКСТЕ ПРЕДФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ* В.В. Жданов Кафедра истории философии Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198 Статья посвящена анализу понятия «мифо-теологии» в работах В.А. Тобина и методологическим аспектам ее аппликации к проблеме генезиса философии. <...> Особое внимание уделяется роли и структурным характеристикам мифа в процессе становления философии в восточно-средиземноморском культурном ареале. <...> Кроме того, затрагивается вопрос о базовых характеристиках предфилософии как особой формы духовной культуры древнего человека. <...> Для историка философии, исследующего начальный, предфилософский этап в становлении и развитии философского дискурса, демаркация между «классическими» мифологемами, обладающими ярко выраженным набором «мироощущенческих» предикатов и своеобразными «переходными формами» (протофилософемами) на пути перехода от мифа к становящейся философии в «дофилософских» духовных культурах Древнего мира (Египет, Месопотамия) оказывается невозможной ни по хронологическому рубежу «до» и «после» (ибо как философия здесь не возникает, а, стало быть, нет и этого рубежа, равно как и возможности для использования привычной в данном контексте формулы «от мифа к Логосу»), ни по наличию (или же отсутствию оного) статуса теоретического источника для той или иной категории, к примеру, раннегреческой философской мысли — ибо таким источником вполне (и, как правило, чаще всего) может быть именно «классическая» мифологема, более того — ее раннегреческим аналогом также чаще всего выступает такая же «классическая» мифологема, в очень малой степени наделенная предикатами спекулятивности, но в избытке — сугубо эмпирическими характеристиками. <...> Вот почему единственным возможным способом подобной демаркации нам представляется ее основание не в собственно содержательных структурах <...>