Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия  / №2 2015

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ М.К. МАМАРДАШВИЛИ (80,00 руб.)

0   0
Первый авторНижников
Страниц7
ID415181
АннотацияВ статье анализируются три историко-философские концепции, определяемые как прогрессистская, эсхатологическая и трансценденталистская. Отмечается, что третья концепция разрабатывалась М.К. Мамардашвили, который отталкивался в своих построениях от трансцендентализма И. Канта. Вскрывается специфика подхода Мамардашвили к трактовке философии, истории философии и всей духовной культуры. Символ сознания рассматривается им как «пустая форма», трансценденталия, благодаря которой возможно трансцендирование, порождение человека как духовнонравственного существа. С этой же точки зрения рассматривается вся история философии, — не как изучение философской эмпирики, а попытка принять участие в акте мысли. На этой основе проводится различие между философией «символической» (говорящей на языке символов) и феноменологической, трансцендентальной, — в трактовке Мамардашвили не изучающей и не порождающей символику, а познающей ее работу в сознании.
Нижников, С.А. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ М.К. МАМАРДАШВИЛИ / С.А. Нижников // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия .— 2015 .— №2 .— С. 93-99 .— URL: https://rucont.ru/efd/415181 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Нижников Кафедра истории философии Российского университета дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198 В статье анализируются три историко-философские концепции, определяемые как прогрессистская, эсхатологическая и трансценденталистская. <...> Отмечается, что третья концепция разрабатывалась М.К. Мамардашвили, который отталкивался в своих построениях от трансцендентализма И. Канта <...> Вскрывается специфика подхода Мамардашвили к трактовке философии, истории философии и всей духовной культуры. <...> Символ сознания рассматривается им как «пустая форма», трансценденталия, благодаря которой возможно трансцендирование, порождение человека как духовнонравственного существа. <...> С этой же точки зрения рассматривается вся история философии, — не как изучение философской эмпирики, а попытка принять участие в акте мысли. <...> На этой основе проводится различие между философией «символической» (говорящей на языке символов) и феноменологической, трансцендентальной, — в трактовке Мамардашвили не изучающей и не порождающей символику, а познающей ее работу в сознании. <...> Как отмечает Т.И. Ойзерман, «предмет историко-философского исследования — философия, проблемы историко-философской науки — философские проблемы» [5. <...> Как философия, так и история философии носят принципиально плюралистический характер. <...> К этой же традиции относится и историко-философская концепция Гегеля. <...> Эти имена вписываются в одну модель, которую можно было бы определить как прогрессистскую: «от мифа к логосу», «от апейрона к Нусу», — и Гегель является в определенном смысле ее завершителем. <...> Она возникает, по сути, в творчестве христианских мыслителей: каппадокийской школе, у Аврелия Августина и др. <...> , говоря о деградации европейской метафизической мысли и утрате ею поисков смысла бытия. <...> 91 Вестник РУДН, серия Философия, 2015, № 2 Представленные концепции носят метафизический характер, хотя они и противоположны логически: первая — прогрессистская <...>