Большевистская, 68, Саранск, Россия, 430005 В статье предлагается комплексное понимание ответственности как пространства взаимного пересечения отношений заботы, зависимости и свободы. <...> Показано, что на этапе традиционной нравственности преобладала тенденция к сохранению объекта заботы и консервации существовавших отношений, норм и добродетелей (того, что есть). <...> Новое время ориентировало человека на исполнение универсальных требований долга и идеальные образцы поведения, заданные авторитетной моральной инстанцией (на то, что должно быть). <...> С середины ХХ в. в центре публичной обеспокоенности оказались прикладные дилеммы, разрешение которых связано со свободным выбором субъекта (ответственность за то, что может быть). <...> Моральная ответственность в этике может сводиться к отношениям свободы, заботы или зависимости. <...> Как правило, каждая отдельно взятая этическая теория концентрируется на одном из этих типов отношений, рассматривая его как определяющий. <...> Соответственно, ключевым узлом ответственности в них признается либо субъект (тот, кто отвечает), либо объект (тот, за кого отвечают), либо инстанция (те, перед кем отвечают). <...> Комплексный подход к ответственности позволяет рассмотреть ее в качестве системы отношений с тремя равноправными узлами. <...> Исходя из этого выделяются три основных модуса ответственного поведения. <...> В традиционной нравственности преобладала тенденция к сохранению объекта заботы, т.е. консервации существовавших отношений, норм и добродетелей. <...> Новое время ориентировало человека на исполнение универсальных требований долга и идеальные образцы поведения, заданные авторитетной моральной инстанцией — обществом, религией. <...> С середины ХХ в. в центре публичной обеспокоенности оказались дилеммы, возникающие в сферах медицины, биологии, экологии, разрешение которых было делегировано субъекту. <...> Существует сходство между тремя культурными ориентациями ответственности — на действительное <...>