ПРОБЛЕМА ТЕЛЕСНОГО БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭТИКЕ Ф. <...> Косорукова Кафедра этики Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198 Статья рассматривает традицию вопрошания о роли телесного существования человека у Ф. Ницше <...> и задает вопрос о возможном этическом ракурсе данного вопрошания. <...> Понятие тела уточняется через рассмотрение символического смысла данного концепта в контексте понятия ответственного бытия «здесь и теперь», философии жеста, деконструкции бессознательных направляющих мысли и морали, теории вечного возвращения Ф. Ницше <...> 102], задает те ракурсы рассмотрения человека, его воли и морали, которые до сих пор будоражат и требуют новых интерпретаций. <...> Этика Ницше является темой, существующей подобно человеку в ницшевском образе каната, натянутого между зверем и сверхчеловеком, — в напряженном растяжении между полюсами биологизаторской и символической трактовок. <...> Биологизаторская трактовка (1) дискредитировала себя практикой использования образа сверхчеловека в обосновании фашизмом истребления всех тех, кто не подпадал под конкретные, произвольно установленные, параметры сверхчеловека. <...> Символическая, или философско-концептуальная (2), традиция истолкования ницшевской методологии, принципиально отличается от первой именно уходом от медицинско-биологических критериев сверхчеловека, задается вопросом о смысле возведения тела в великую ценность. <...> Последнее является актуальнейшей этической проблемой в связи с обусловленностью современного общества (с культом потребления и земных благ) данной приземленной «философией». <...> Телесное бытие человека является зримым образом того, как существует мир, если отсечь воображаемые (и, по Ницше, вредные для жизненных сил человека) «призраки» потустороннего бытия и надтелесных ценностей и потребностей. <...> Философия тела оказывается и этикой существования в отсутствии ценностей <...>