ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЗАПРЕТА НА ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ В НОРМАТИВНОЙ ЭТИКЕ (природа расхождений и возможности синтеза)* А.В. Прокофьев Сектор этики Институт философии РАН ул. <...> Волхонка, 14-5, Москва, Россия, 119991 В статье проанализированы ключевые подходы к проблеме морального регулирования использования силы: этика ненасилия, деонтологическая этика силы, консеквенциалистская этика силы. <...> Автор предлагает систему аргументов против этики ненасилия и очерчивает контуры синтетической позиции, которая учитывает объективные причины, приводящие к формированию двух других подходов. <...> Ключевые слова: мораль, этика, запрет на применение силы, деонтология, консеквенциализм, этика ненасилия, этика силы. <...> Запрет на применение силы выступает в качестве центрального элемента нормативного содержания морали. <...> То, что совершение насильственных действий выступает как приоритетный предмет морального осуждения, определяется тем, что в сравнении с неоказанием помощи оно привносит в мир дополнительные источники вреда другому человеку, а в сравнении с иными способами причинения вреда — оставляет менее всего возможностей от него уклониться. <...> В первом случае речь идет о том, что она может рассматриваться либо в качестве безусловного запрета (нормативного абсолюта), либо в качестве важного вторичного правила, исполнение которого корректируется другими вторичными правилами или первичными предельно общими принципами. <...> Во втором случае имеется в виду то, что при сохранении абсолютного статуса запрета последний может применяться ко всем силовым воздействиям на другого человека без исключения или же к ограниченному ряду практических контекстов. <...> Если некоторые типичные случаи применения силы выпадают из-под действия запрета, то он получает узкую интерпретацию. <...> * Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-03-00189а («Запрет на применение силы: моральный статус и практические конкретизации»). <...> Интерпретация запрета <...>