Современная философия характеризуется ростом индетерминистских и т.п. концепций. <...> Понятия детерминированного хаоса и индетерминистической причинности еще недавно казались «концептуально аномальными, если не семантически противоречивыми» (James H. Fetzer). <...> Так, в неупорядоченных средах возможна перколяция («просачивание») квантового индетерминизма (на принципах которого предположительно основано и сознание) до макромира. <...> В работе показана необходимость анализа данной проблемы в пространственно-временном аспекте: чередование господства то топологии пространства (митоз клетки, сон), то свободы «Я» во времени. <...> Когнитивная неопределенность в естественнонаучном мире, как правило, порождает кризис философской онтологии. <...> Классическая онтология всегда являлась онтологией объекта [8. <...> Онтология как учение о подлинно существующем, как описание фундаментальных сущностей, лежащих в основании окружающего нас мира, не раз пре176 Васильева К.К., Ложкина А.Н. <...> Проблема причинности микро- и макроуровней объекта. терпевала значительные изменения в отношении того, чем должны являться способы ее построения: сведение описания к чувственно данным, признание абстрактных сущностей, описываемых истинными предложениями теории, спекулятивно постулируемые истины и прочее [7. <...> Современный мир с неизбежностью меняет способ построения онтологии. <...> Вероятно, время продиктовало свободу построения неклассической онтологии, что может свидетельствовать об объективном характере данного процесса. <...> Так и хочется выразить сокровенное: «философская онтология будет жить! <...> Кризис философской онтологии выводит философию на уровень создания «онтологии субъекта», привязанной к внутреннему миру сознания [8. <...> Кризис философской онтологии есть проявление кризиса в осмыслении нарастающего как снежный ком эмпирического материала микромира квантовой механики и нанобиологии. <...> Философия науки ХХ в. пережила сложный этап понимания детерминированного <...>