СОЦИАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ И МОРАЛЬ (к вопросу об источниках нравственной нормативности)* А.В. Прокофьев Сектор этики Институт философии Российской академии наук ул. <...> Волхонка, 14-5, Москва, Россия, 119991 В статье проанализировано то понимание источников нравственной нормативности, которое использует в качестве отправной посылки комплексную потребность обществ во внутренней упорядоченности, сплоченности и внешней конкурентоспособности. <...> В числе его основных недостатков — необоснованная претензия на исключительный статус среди прочих этических теорий, неспособность объяснить некоторые из свойств морали и, наконец, неспособность совместить адекватное объяснение морали с ее адекватным обоснованием. <...> Содержание и исторические прецеденты социальнорегулятивного понимания истоков нравственной нормативности Одним из центральных вопросов этической теории является вопрос об источниках морали — не в смысле истории ее формирования, а в смысле постоянно действующих факторов, воспроизводящих мораль в качестве специфического явления культуры и индивидуального духовного опыта, а также заставляющих людей считаться с ее нормативным содержанием. <...> Первым шагом в ходе исследования этой проблемы, на мой взгляд, должно быть выявление особенностей того феномена, который обозначается с помощью понятия «мораль». <...> Мне представляется, что базовыми, фундаментальными свойствами морали, фиксируемыми вне и до любых ее теоретических образов (концепций), являются следующие. <...> Во-первых, объективно предписательный характер суждений, который порожден объективным характером обосновывающих эти суждения ценностей, принципов и норм. <...> Во-вторых, универсализуемый характер суждений, который порожден тем, что обосновывающие эти суждения ценности, принципы и нормы универсальны (то есть требуют действовать одним и тем же образом во всех ситуациях определенного типа). <...> Следует при этом иметь в виду, что наряду с универсальностью <...>