Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия  / №2 2013

НИЖНИКОВ С.А. МЕТАФИЗИКА ВЕРЫ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. (80,00 руб.)

0   0
Первый авторЛагунов
Страниц5
ID415048
АннотацияВ современной российской философии актуальной проблемой является не столько даже возвращение былого статуса метафизике («...все науки более необходимы, нежели она, но лучше — нет ни одной» [1. С. 11]), о чем можно и нужно спорить, сколько уточнение самого понятия метафизики, без чего какой бы то ни было конструктивный спор просто невозможен. Ведь в течение XX века в это понятие был привнесен новый смысл, не имеющий исторических предпосылок и диктуемый лишь идеологическими предпочтениями. Если в статье «Метафизика» универсального справочного издания 1907 года, составленного на базе Малого Энциклопедического Словаря Брокгауза — Ефрона, мы находим классический аристотелевский смысл понятия (наиболее общая часть философии, включающая учения «о высших принципах познания (онтология), о Боге, о первоначале мира, о бессмертии души и свободе воли» [2. С. 372]), то в популярном издании Советского Энциклопедического Словаря (СЭС) обнаруживаем и смысл дополнительный, ставший для многих исследователей основным, и не теряющий своего приоритета и в наши дни — «Противоположный диалектике филос. метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутр. противоречия как источник их развития» [5. С. 796]. Откуда же возник этот новый смысл метафизики, каким контрабандным путем он проник в философию, причем не только в марксистскую, но и в сегодняшнюю российскую, не отрицающую уже своей преемственности с «буржуазной» философией, а, как декларирует все тот же словарь: «В совр. бурж. философии термин “М.” часто употребляется как синоним философии»?
Лагунов, А.А. НИЖНИКОВ С.А. МЕТАФИЗИКА ВЕРЫ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. / А.А. Лагунов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия .— 2013 .— №2 .— С. 203-207 .— URL: https://rucont.ru/efd/415048 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В современной российской философии актуальной проблемой является не столько даже возвращение былого статуса метафизике («.все науки более необходимы, нежели она, но лучше — нет ни одной» [1. <...> 11]), о чем можно и нужно спорить, сколько уточнение самого понятия метафизики, без чего какой бы то ни было конструктивный спор просто невозможен. <...> Ведь в течение XX века в это понятие был привнесен новый смысл, не имеющий исторических предпосылок и диктуемый лишь идеологическими предпочтениями. <...> Если в статье «Метафизика» универсального справочного издания 1907 года, составленного на базе Малого Энциклопедического Словаря Брокгауза — Ефрона, мы находим классический аристотелевский смысл понятия (наиболее общая часть философии, включающая учения «о высших принципах познания (онтология), о Боге, о первоначале мира, о бессмертии души и свободе воли» [2. <...> 372]), то в популярном издании Советского Энциклопедического Словаря (СЭС) обнаруживаем и смысл дополнительный, ставший для многих исследователей основным, и не теряющий своего приоритета и в наши дни — «Противоположный диалектике филос. метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутр. противоречия как источник их развития» [5. <...> Откуда же возник этот новый смысл метафизики, каким контрабандным путем он проник в философию, причем не только в марксистскую, но и в сегодняшнюю российскую, не отрицающую уже своей преемственности с «буржуазной» философией, а, как декларирует все тот же словарь: «В совр. бурж. философии термин “М.” часто употребляется как синоним философии»? <...> Вполне понятно, что путем не научным, а пропагандистским, и значит, из сферы научной рациональности этот смысл должен быть исключен. <...> Рассмотрение метафизики как антипода диалектики не соответствует простой и формальной логике, поскольку метафизика является важнейшей и неотъемлемой частью всякого, в том числе и научного, мировоззрения, диалектика <...>