ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЕ САМОИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ: ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ВЕРСИЯ* Часть первая. <...> Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198 Процесс построения самоидентификационных моделей рассматривается на примере пограничных цивилизаций, выявляется его сложность и специфика, зависимость от исторического и культурного контекста. <...> Автор пытается раскрыть поиск сущности Америки и ее человека с учетом двух перспектив: внешней — европейской и внутренней, идущей изнутри американской реальности. <...> Основанием переориентации исследовательского интереса с классических на неклассические объекты стали радикальные перемены в социокультурной, соответственно, в познавательной ситуации, произошедшие во второй половине ХХ в. <...> В качестве основания деления цивилизационных образований на классические и неклассические выделяют наличие в них принципов единства — многообразия, гомогенности — гетерогенности. <...> Неклассические объекты стали определяться как «пограничные» («стыковые», «пороговые» или «лиминальные» (В. Тернер <...> К этому типу относятся иберийская, балканская, турецкая, российская и латиноамериканская цивилизации. <...> Таблица 1 Характерные черты классических и неклассических цивилизаций Классические цивилизации Уровень структурированности полей культуры Высокий уровень структурированности идеального поля определяет высокий уровень структурирован ности феноменологического поля; внутренний сис темообразующий принцип имеет продуцирующий характер и обеспечивает плодотворную цивили зационную модель Силы разнонаправлены: «вовнутрь» собственной системы, структурируют ее внутреннее простран ство, «вовне», по направлению к иным культурам Присутствует определенная, ярко выраженная доминанта, ее интенсивный характер становится фактором, определяющим/задающим развитие цивилизации; уровень способности цивилизации к саморазвитию высокий <...>