МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ В НАУКЕ О ЯЗЫКЕ УДК 8113:820 ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ НАУКИ О ЯЗЫКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ А.С. <...> Мамонтов, П.В. Морослин, Е.В. Астремская Факультет иностранных языков Международный славянский институт ул. <...> Годовикова, 9-25, Москва, Россия, 129085 В статье рассматриваются методологические вопросы соотношения формы и содержания применительно к языку художественной литературы. <...> Это делается с позиции возможности построения структурной типологической классификации текстов, представляющейся значимой сегодня как с теоретической, так и с практической точек зрения. <...> Светлой памяти Льва Алексеевича Новикова Размышления о наиболее адекватных и оптимальных принципах и способах анализа произведения художественной литературы в целях постижения его конечного смысла с необходимостью требуют постоянного обращения к одному из важнейших философских вопросов филологической науки о наполненности и соотношении понятий художественного содержания и художественной формы. <...> Поскольку концептуально центральным для нас является положение о наличии структурных типологических общностей у всей суммы русских литературных текстов и, следовательно, о возможностях создания моделей, соответствующих выделяемым типах текстов, проблема взаимоотношения содержания и формы произведения словесного искусства встает особенно остро, так как именно художественная структура текста, которая является основанием для типологической классификации, представляет собой форму текста, которая «есть не что иное, как переход содержания в форму» [1. <...> Но у Гегеля находим и другую половину высказывания, а именно: «содержание есть не что иное, как переход формы 111 Вестник РУДН, серия Теория языка. <...> Гегелевская концепция формы и содержания, которая принята на вооружение материалистическими взглядами на художественное произведение, наталкивает на мысль о том, что категории формы и содержания <...>