ВИАНА «ПЕНА ДНЕЙ» В.В. Шервашидзе Кафедра русской и зарубежной литературы Филологический факультет Российский университет дружбы народов ул. <...> Смех писателя, его буффонное слово несет огромный разрушительный заряд, вскрывая алогичность мира, разрушая стереотипы, власть обиходного языка. <...> Виан представлял уникальное явление в литературе 40—50-х гг. <...> Виан создал новую модель художественного мышления, сопоставимую с пародийными энциклопедиями Ф. Рабле <...> Огромная тень экзистенциализма, воплотившего кризисность европейского сознания 40-х гг., заслонила новаторские достижения Б. <...> Виана с его ностальгией по «потерянному раю», с его стремлением к счастью и свободе для каждого, с неприятием лжи, лицемерия и конформизма представляет реконструкцию романтической модели с ее модификациями в «патафизику» А. <...> Виана — в неподдельной искренности его произведений, в неразрывной связи жизни и творчества, представляющих альтернативу общепринятым стандартам: Я б хотел стать великим поэтом И иметь, и иметь лавры все при этом 50 Шервашидзе В.В. <...> Виана «Пена дней» но мне трудно книги одни любить Я ведь слишком люблю жить В моем сердце за всех боль И эта большая роль Для меня просто ноль1. <...> Его творчество оказалось созвучным бунтующей молодежи, а за его романом «Пена дней» «закрепилась слава первого агитатора мая 1968 года» [1. <...> Виан и сейчас остается во Франции одним из самых востребованных писателей. <...> Виан вел отсчет своего творчества с романа «Пена дней» (1946 г.), пародирующего жанровые стереотипы, каноничность стилевых, сюжетных, изобразительных схем, расхожие приемы массовой литературы. <...> Жарри с его идеей литературы — игры, свободы от всех ограничений — открывает для писателя неограниченные возможности разрушения стереотипов, прописных истин, власти обиходного языка как мощного средства манипулирования сознанием. <...> Смех писателя, его буффонное слово несет огромный разрушительный заряд, вскрывая не только алогичность <...>