УДК 821.133 ДИАЛОГИЗИРОВАННАЯ НЕСОБСТВЕННО ПРЯМАЯ РЕЧЬ (на примере итальянской художественной прозы XIX—XXI вв.) <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 В данной статье в контексте проблемы несобственно прямой речи (НПР) последовательно рассматриваются варианты обмена репликами между разными субъектами высказываний и описывается структура диалогического взаимодействия с учетом семантики коммуникативных диалогических единиц в итальянских художественных текстах XIX—XXI вв. <...> . Несобственно прямая речь — еще одно средство создания полифоничности в тексте, поскольку в ней признаки косвенной речи (вводящая часть, транспозиция дейктичных показателей лица и в большинстве случаев времени) совмещаются с разговорными особенностями прототипического высказывания**. <...> C одной стороны, использование конструкции НПР затрудняет восприятие текста, особенно иноязычным читателем, поскольку при транспозиции персональных дейктиков (персональные дейктики — это личные местоименные и глагольные формы, указывающие на субъекта высказывания в коммуникативном акте) не всегда очевиден субъект повествования. <...> ** Здесь и далее: НПР — несобственно прямая речь, СПР — свободная прямая речь, ПР — прямая речь, КР — косвенная речь, индексы (1,2) указывают на субъектов высказывания, квадратные скобки [ ] — указывают на границы «чужих» слов в НПР, фигурные скобки { } — указывают на границы реплик-стимулов и реплик-реакций во внутреннем диалоге. <...> Прототипическим высказыванием называется то, которое могло бы существовать в действительности до его передачи каким-либо субъектом повествования. <...> Семантика, 2014, № 1 ста, если принципы построения диалога в НПР соответствуют реальной коммуникативной ситуации. <...> Поскольку исследование НПР на примере итальянских художественных текстов до настоящего времени не проводилось, как не проводилось и синтаксическое исследование диалогизированной НПР, данный аспект представляется особенно интересным <...>