УДК 81′37:007 ПОНЯТИЕ «КОНЦЕПТ» В КОГНИТИВНЫХ, СЕМИОЛОГИЧЕСКИХ И ДИСКУРСИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ* Статья 1 М.Н. Федулова Кафедра английского языка (второго иностранного) Факультет иностранных языков Военный университет МО ул. <...> Садовая, 14, Москва, Россия, 105062 Термин «концепт» занимает важное место в когнитивной лингвистике, несмотря на существование ряда смежных с ним понятий и терминов, дифференциация которых является одной из дискуссионных в теоретическом языкознании проблем. <...> Автор подчеркивает, что в основе образования концепта лежат процессы концептуализации, которые опираются на основные типы метафорического осмысления и на ассоциации, возникающие из опыта не только познавательной, но и предметной деятельности. <...> Термин «концепт» входит в несколько гуманитарных терминосистем — когнитивную психологию, лингвистику, культурологию, философию, но при этом его содержание определяется довольно однообразно: 1) единица ментальных или психических ресурсов нашего сознания; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике [7. <...> 91—92]; 2) акт «схватывания» смыслов вещи (проблемы) в единстве речевого высказывания [11]; 3) это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека [14. <...> 40]; 4) «объект идеального мира, имеющий имя и отражающий культурно-обусловленное представление человека о мире» [2. <...> 47]; 5) объективно существующее в сознании человека перцептивно-когнитивно-аффективное образование динамического характера в отличие от понятий и значений как продуктов научного описания (конструктов) [4. <...> 39]; 6) «самая общая, максимально абстрагированная, но конкретно репрезентируемая (языковому) сознанию, подвергшаяся когнитивной обработке идея „предмета“ в совокупности всех валентных связей, отмеченных национально-культурной маркированностью», «своего <...>