Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
0   0
Первый авторМаслова
Страниц10
ID414779
АннотацияСтатья посвящена установлению роли архетипа природы в формировании языковых единиц (метафор, фразеологизмов), культуры нации, ее мировосприятия.
УДК81:159.9:7.01
Маслова, В.А. АРХЕТИП ПРИРОДЫ КАК МОДЕЛЬ МИРОВОСПРИЯТИЯ / В.А. Маслова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика .— 2013 .— №2 .— С. 7-16 .— URL: https://rucont.ru/efd/414779 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КОГНИТИВНАЯ СЕМАНТИКА УДК 81:159.9:7.01 АРХЕТИП ПРИРОДЫ КАК МОДЕЛЬ МИРОВОСПРИЯТИЯ* В.А. Маслова Кафедра общего и русского языкознания Филологический факультет Витебский государственный университет Московский проспект, 33, Витебск, Республика Беларусь, 210038 Статья посвящена установлению роли архетипа природы в формировании языковых единиц (метафор, фразеологизмов), культуры нации, ее мировосприятия. <...> Цель данной статьи — показать, как «работает» архетип природы в формировании культуры нации, ее мировосприятия. <...> Юнга, который впервые выдвинул теорию архетипов, они определяются как изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание так называемого «коллективного бессознательного» и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов и других порождений фантазии, в том числе — художественной (см., например, работы К.-Г. <...> Содержательную характеристику архетип получает лишь тогда, когда, актуализируясь в сознании, наполняется материалом сознательного опыта. <...> Мы же понимаем архетип как наиболее общие, фундаментальные и общечеловеческие мифологические мотивы, изначально лежащие в основе восприятия сложных объектов и спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение. <...> Следовательно, архетип тесно связан с мифом как формой целостного истолкования мира при помощи чувственных и наглядных образов. <...> Древнейшей основой мифов явилось сохранявшееся тысячелетиями единство человека и природы в первобытную эпоху. <...> Природу и людей как бы охватывал общий органический круговорот бытия: жизнь человека была неотрывна от жизни природы, а природа была его домом, его средой обитания. <...> Солнце вышло из лица его — самого Рода небесного, Прародителя и Отца богов! <...> Месяц светлый — из груди его — самого Рода небесного Прародителя и Отца богов! <...> Звезды частые — из очей его — самого Рода небесного Прародителя и Отца богов! <...> Зори ясные — из бровей его — самого Рода небесного <...>