РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 2014 ТОМ 11 № 4 ПЕДАГОГИКА, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УДК 159.9.072.43 ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ Подзорова Любовь Вячеславовна В данной статье при помощи 5 методик («Оценка уровня притязаний Ф. <...> Шварцландера», «Self-Assessment Test для конгруэнтности», «Тест простых поручений», «Методика Дембо–Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан») был выявлен ряд нарушений в саморегуляции у детей, имеющих сложный дефект. <...> Задачей исследования является уточнение принципов саморегуляции у детей со сложным дефектом. <...> Цели саморегуляции могут рассматриваться в качестве норм, которые регулируют отдельные действия. <...> Проанализированы характерные особенности компонентов личности в процессе становления и развития Я-концепции. <...> В ходе проведения тестов было обнаружено, что в отличие от детей без отклонений, у детей со сложным дефектом наблюдаются повышенная тревожность, низкие самообладание и саморегуляция, низкая рефлексия, инконгруэнтность, неадекватная самооценка и т. д. <...> В ходе выполнения мониторинга, учащиеся постоянно оценивали значимость учебной задачи. <...> Выявлены взаимосвязи между конгруэнтностью, уровнем развития и стилевыми особенностями осознанной саморегуляции. <...> Ключевые слова: саморегуляция, сложный дефект, младший школьный возраст, самооценка, уровень притязаний, компоненты личности, конгруэнтность, самоконтроль, личностное развитие, внутриличностный конфликт. <...> 11 # 4 Введение Для тестирования были выбраны базы двух комплексов: ГБОУ СОШ № 1133 и ГБОУ СОШ № 542, в подразделениях которых учатся дети– инвалиды со сложным дефектом; некоторые из них обучаются по индивидуальной программе на дому. <...> Для контрольной группы были выбраны учащиеся 2–4 классов двух школ (212 человек), а также тестировались 62 инвалида, имеющие сложный дефект (из них 29 учащихся обучаются индивидуально <...>