Ф.М.Достоевский. Пушкин
---------------------------------------------------------------------------Библиотека
Института философии Росийской Академии Наук
http://www.philosophy.ru/library/catalog.html
---------------------------------------------------------------------------Очерк
Произнесено
8 июня 1880 г. в заседании Общества любителей российской
словесности
Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление
русского духа, сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое. Да, в
появлении его заключается для всех
нас,
русских,
нечто бесспорно
пророческое. Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания
нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого
столетия с петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению
темной дороги нашей новым направляющим светом. В этом-то смысле Пушкин есть
пророчество и указание. Я делю деятельность нашего великого поэта на три
периода. Говорю теперь не как литературный критик: касаясь творческой
деятельности Пушкина, я хочу лишь разъяснить мою мысль о пророческом для нас
значении его и что я в этом слове разумею. Замечу однакоже, мимоходом, что
периоды деятельности Пушкина не имеют, кажется мне, твердых между собою
границ. Начало "Онегина", например, принадлежит, по-моему, еще к первому
периоду деятельности поэта, а кончается "Онегин" во втором периоде, когда
Пушкин нашел уже свои идеалы в родной земле, восприял и возлюбил их всецело
своею любящею и прозорливою душой. Принято тоже говорить, что в первом
периоде своей деятельности Пушкин подражал европейским поэтам: Парни, Андре
Шенье и другим, особенно Байрону. Да, без сомнения, поэты Европы имели
великое влияние на развитие его гения, да и сохраняли влияние это во всю его
жизнь. Тем не менее даже самые первые поэмы Пушкина были не одним лишь
подражанием, так что и в них уже выразилась чрезвычайная самостоятельность
его гения. В подражаниях никогда не появляется такой самостоятельности
страдания и такой глубины самосознания, которые явил Пушкин, например, в
"Цыганах" - поэме, которую я всецело отношу еще к первому периоду его
творческой деятельности. Не говорю
стремительности, которой не явилось бы
уже о творческой силе и о
столько, если б он только лишь
подражал. В типе Алеко, герое поэмы "Цыганы", сказывается уже сильная и
глубокая, совершенно русская мысль, выраженная потом в такой гармонической
полноте в "Онегине", где почти тот же Алеко является уже не в фантастическом
свете, а в осязаемо реальном и понятном виде. В Алеко Пушкин уже отыскал и
гениально отметил того несчастного скитальца в родной земле,
того
исторического русского страдальца, столь исторически необходимо явившегося в
оторванном от народа обществе нашем. Отыскал же он его конечно не у Байрона
только. Тип этот верный и схвачен безошибочно, тип постоянный и надолго у
нас, в нашей русской земле поселившийся. Эти русские бездомные скитальцы
продолжают и до сих пор свое скитальчество, и еще долго, кажется, не
исчезнут. И если они не ходят уже в наше время в цыганские таборы искать у
цыган в их диком своеобразном быте своих мировых идеалов и успокоения на
лоне природы от. сбивчивой и нелепой жизни нашего русского - интеллигентного
общества, то все равно ударяются в социализм, которого еще не было при
Алеко, ходят с новою верой на другую ниву и работают на ней ревностно,
веруя, как и Алеко, что достигнут в своем фантастическом делании целей своих
и счастья не только для себя самого, но и всемирного. Ибо русскому скитальцу
необходимо именно всемирное счастие, чтоб успокоиться: дешевле он не
примирится, - конечно, пока дело только в теории. Это все тот же русский
человек, только в разное время явившийся. Человек этот, повторяю, зародился
как раз в начал? второго столетия после великой петровской реформы, в нашем
интеллигентном обществе, оторванном от народа, от народной силы. О, огромное
большинство интеллигентных русских и тогда, при Пушкине, как и теперь, в
наше время, служили и служат мирно в чиновниках, в казне или на железных
дорогах и в банках, или просто наживают разными средствами деньги, или даже
и науками занимаются, читают лекции - и все это регулярно, лениво и мирно, с
получением жалованья, с игрой в преферанс, безо всякого поползновения бежать
в цыганские таборы или куда-нибудь в места более соответствующие нашему
времени. Много, много что полиберальничают "с оттенком европейского
социализма", но которому придан некоторый благодушный русский характер, - но
Стр.1