№ 2 ПРОБЛЕМЫ ПРАВА УДК 340.12 О ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДАХ СЛАВЯНОФИЛОВ И ИХ ИДЕЙНЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ © 2014 г. Н.Ю. Андреев Андреев Николай Юрьевич – аспирант, кафедра теории и истории государства и права, юридический факультет, Воронежский государственный университет, Andreyev Nikolay Yuryevich – Post-Graduate, Department of Theory and History of State and Law, Faculty of Law, Voronezh State University, Университетская площадь, 1, г. Воронеж, 394006. <...> Рассматриваются правовые взгляды славянофилов и их идейных последователей (неославянофилов и почвенников). <...> Выявляется отношение русских (славянофильских) мыслителей к закону, праву и всегда сопутствующим им совести, морали и справедливости. <...> Отмечается, что славянофильское учение о праве внесло достойный вклад в отечественную и мировую науку о праве, оно является актуальным и для сегодняшней российской действительности. <...> This article considers legal concept of Slavophil and their followers (neoslavophils and pochvenniks). <...> At the conclusion, the author states that Slavophil concept of law made essential contribution to Russian and world law science that is actual for nowadays Russian life. <...> Правовые идеи занимают центральное место в системе славянофильского государственно-правового идеала. <...> Правовой идеал классических («ранних») славянофилов в середине XIX в. <...> исходит из органичного соборно-общинного устройства русского государства и общества, единства государства и народа («земля»), приоритета нравственно-религиозных ценностей, традиций, обычаев, справедливости, совести, «внутренней» правды. <...> Славянофильская доктрина рассматривала церковь, общину, семью, совесть, «внутреннюю» правду и правовые обычаи в качестве основных регуляторов общественных отношений. <...> По убеждению сла56 вянофилов, закон выполняет лишь дополнительную (комплементарную) функцию в случае невозможности поддержания государственного и общественного порядка иным образом [1]. <...> Славянофилы подчеркивали превосходство внутренней правды (совесть, справедливость, истина) над внешней правдой (формальные законы), понимали право как долг, священную обязанность, нравственное самоограничение <...>