РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2016 ТОМ 13 № 1 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ УДК 37.015.325 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СМЫСЛОТЕХНИК КАК СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ Зорина Екатерина Сергеевна Зеленов Андрей Андреевич В статье рассматривается вопрос об альтернативных методах работы с детьми и молодежью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и ценностно-смысловой педагогики. <...> Приводятся результаты анализа современного состояния изученности и проработанности понятия «психотехника», дается развернутое определение данного термина с учетом его исторического развития. <...> Рассматриваются варианты классификаций в зависимости от выделения ведущего ключевого критерия: психотехники, принадлежащие к какому-либо научно-практическому направлению (бихевиоризм, психоанализ, гештальт- и гуманистический подходы); психотехники классического, развивающего и нетрадиционного обучения; психотехники, сгруппированные по принципу кодирования информации, к которым относятся вербальные, аудиовизуальные, машинообучающие, мультимедийные, гипертекстовые, голографические и другие; психотехники, сформированные по принципу количественного охвата (индивидуальные, групповые и массовые) и, наиболее интересная для нас модель эманации, – по принципу смыслообразности. <...> Предлагаемая модель классификации позволяет обосновать уникальность особой группы психотехник – смыслотехник, которые лежат в основе технологии смыслового обучения. <...> Также дается подробное описание видов смыслотехник, раскрывается их сущность и возможности педагогического внедрения в обучение и воспитание детей и молодежи. <...> Приводятся обобщенные данные, посвященные отдельным исследованиям влияния смыслотехник на формирование мотивации, в ситуациях ценностносмыслового выбора, в проблемных и проектных заданиях. <...> 13 # 1 особенностях использования смыслотехник в психотерапии, рекламе <...>