ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ В СВЯЗИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ Атаманенко Е. С. <...> В статье обобщаются и обозначаются теоретико-психологические аспекты изучения самосознания в связи с эмоциональными особенностями личности: «самосознание – устойчивые эмоциональные состояния личности»; «самосознание – ситуативные эмоциональные состояния»; «самосознание – переживаемые личностью фундаментальные эмоции»; «самосознание – эмоциональные особенности личности в контексте иных индивидуально-психологических детерминант (пол, возраст, социальное положение и др.)» <...> . Анализируется степень разработанности каждого из выделенных аспектов. <...> Отмечается наибольшая изученность, в связи с эмоциональными особенностями личности, таких феноменов самосознания, как: самооценка, самоотношение, Я-концепция и Я-образ. <...> В рамках изучения индивидуально-психологических детерминант самосознания акцентируется внимание на изменениях, происходящих в содержании самосознания в детском, подростковом и пожилом возрастах. <...> Отмечается связь между содержанием отдельных феноменов самосознания и эмоциональными особенностями личности в подростковом возрасте. <...> В исследовании приняли участие 40 старшеклассников (16–17 лет) школ г. Ростова-на-Дону. <...> В качестве самооценок рассматривались оценки подростками собственных индивидных, субъектно-деятельностных и личностных черт. <...> Старшеклассники осуществляли самооценивание собственных наличных свойств (актуальная самооценка), желаемых ими свойств (идеальная самооценка), а также тех свойств, которые, по их мнению, относят к ним другие люди (отраженная самооценка). <...> Выдвигается гипотеза о преимущественном влиянии на каждую из самооценок подростка устойчивых эмоционально-личностных черт. <...> Результаты исследования свидетельствуют о наличии корреляционной отрицательной связи между личностной тревожностью и высотой <...>