Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 8. История.  / №2 2016

ИРАНСКИЕ МАГИ В КОММАГЕНЕ (V–I ВВ. ДО Н.Э.) (60,00 руб.)

0   0
Первый авторОбухов
Страниц16
ID413042
АннотацияВ статье рассматривается вопрос о пребывании иранских магов (жрецов) в ахеменидской и античной Коммагене. Автор приходит к выводу, что иранские маги проникли на эту территорию уже в ахеменидский период, принеся свои религиозные доктрины. В эллинистической Коммагене иранские маги продолжают играть важную роль в религиозной жизни царства. Это подтверждается эпиграфическими и археологическими источниками эпохи Антиоха I (69–34 гг. до н.э.). Вероятно, коллегии магов функционировали в Коммагене вплоть до завоевания ее римлянами в 72 г. н.э.
Обухов, С.В. ИРАНСКИЕ МАГИ В КОММАГЕНЕ (V–I ВВ. ДО Н.Э.) / С.В. Обухов // Вестник Московского университета. Серия 8. История. .— 2016 .— №2 .— С. 5-20 .— URL: https://rucont.ru/efd/413042 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 2 С.В. Обухов (мл. науч. сотрудник кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* ИРАНСКИЕ МАГИ В КОММАГЕНЕ (V–I вв. до н.э.) <...> Автор приходит к выводу, что иранские маги проникли на эту территорию уже в ахеменидский период, принеся свои религиозные доктрины. <...> Ключевые слова: Коммагена, ахеменидский период, Лидар, иранские маги, Хаома, Антиох I, царский и династический культ властителя, царский гороскоп, алтарь огня на горе Нимруд-Даг. <...> It is confirmed by epigraphical and archeological sources of the Antiochus I epoch (69–34 B.C.) <...> Key words: Commagena, achaemenid period, Lidar, Iranian Magi, Haoma, Antiochus I, royal and dynastic cult of ruler, royal horoscope, the altar of fire on the mountain Nemrud-Dagh. <...> Аналогией этой фигуре может служить изображение мага на одном из барельефов столицы Ахеменидской империи Персеполя. <...> К этой аналогии следует добавить изображения магов на золотых пластинках из Амударьинского клада (Бактрия) позднеахеменидского времени6, 4 золотые статуэтки, представляющие жрецов древнеиранского культа из второй части того же самого Амударьинского клада, хранящейся в Михо Музее7, и барельеф с фигурой мага из местечка Бюньян в Восточной Анатолии8. <...> Очень может быть, что чаши, которые держат мужчина на лопатообразном предмете из раскопок Лидара и маг из Персеполя, предназначались для приготовления священного напитка хаомы (в «Ригведе» — сомы), выжимаемого из листьев эфедры (род хвойника). <...> Впоследствии возникло представление о божестве Хаоме, целителе, врачевателе и защитнике скота и людей от всяческих невзгод9. <...> Имя этого божества происходит от авест. ахеменидскую эпоху засвидетельствованы прежде всего в Армении (Тирацян Г.А. <...> Вторая часть клада Окса из коллекции Михо Музея // ВДИ. <...> Несмотря на это, культ Хаомы засвидетельствован и в ахеменидскую эпоху. <...> Мы указывали, что употребление на похоронах и поминках священного напитка хаомы означало обретение бессмертия. <...> Собственно, можно думать, что фигурка мага на лопатообразном предмете изображает именно это священнодействие <...>