М А Т Е Р И А Л Ы 10 От Уральских гОр дО ямала: инфрастрУктУрный мегапрОект М.Л. ШАККУМ, председатель комитета Государственной думы по строительству и земельным отношениям Термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП) широко употребляется во всем мире для обозначения любых форм сотрудничества государственной власти и частного бизнеса при осуществлении инвестиций, правовой основой которыхявляется гражданско-правовой принцип равенства сторон в отношениях. <...> Формы такого партнерства в современном мире чрезвычайно разнообразны и имеют богатую историю во многих странах – в частности, при реализации инфраструктурных проектов. <...> В числе ярких примеров частных, вначале преимущественно торговых компаний, созданных при поддержке государства и даже иногда наделенных рядом государственных полномочий, можно назвать Ост-Индскую компанию, с деятельности которой началась английская колонизация Индии, и Компанию Гудзонова залива, фактически создавшую государство Канаду. <...> Полезно вспомнить, что в период индустриализации конца XIX века и в 1920-е годы Россия было явным мировым лидером в установлении режима концессионных договоров между государством и инвесторами, российскими и иностранными, прежде всего для целей железнодорожного строительства как на собственной территории, так и в сопредельных государствах. <...> В качестве наиболее известной концессии можно привести в пример Китайско-Восточную железную дорогу. <...> Здесь нельзя не упомянуть о концессии как своеобразной форме ГЧП, например, в недропользовании. <...> Эта форма партнерства широко используется в странах континентальной правовой семьи: Европейских странах (исключая Россию), Латинской Америке, многих странахАфрики и Азии. <...> 500 концессий в 37 странах принесли свыше $1 млрд доходов в бюджеты местных и центральных органов власти. <...> Сфера применения концессионных соглашений стремительно растет, в 2000 г. их подписано втрое больше, чем в 1993 г. Но несмотря на <...>