228–235 DOI: 10.15372/PEMW20160205 ISSN 2224-1841 (print) © 2016 Federal State State-Funded Higher Institution Novosibirsk State Agrarian University ТОЛЕРАНТНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ ОБРАЗОВАНИЯ TOLERANCE IN THE CULTURE OF EDUCATION УДК 37.013.73 Н. П. Чупахин Томский государственный педагогический университет, Томск, Российская Федерация, e-mail: chnp45@mail.ru В. Д. Павлова Томский государственный педагогический университет, Томск, Российская Федерация, e-mail: variantse@mail.ru Аннотация. <...> В статье в соответствии с педагогической концепцией как прикладной философией С. И. Гессена на принципах свободы обучения осуществлено построение новой модели толерантности в культуре образования. <...> Культура образования как процесс есть пространство построения индивидуального культурного мира каждого отдельного человека. <...> Смысл толерантности раскрывается с помощью алгоритма смыслообразования Н. П. Чупахина в области знания в обобщенном пространстве Vista культуры потребностей и возможностей В. Д. Павловой. <...> Аксиоматической основой толерантности являются Декларация ЮНЕСКО и Преамбула Устава ООН. <...> С помощью онтологических особенностей быта, гносеологических законов теории познания, антропологических методов исследования происхождения и развития человека определяются аксиоматические пределы толерантности в целом, а в рамках социальной, понятийной, духовной и материальной составляющих культуры потребностей и возможностей находится смысл толерантности в культуре образования. <...> Потенциал толерантности, актуализированный объектом культуры образования, является ключевым нравственным принципом гражданского общества, закрывающим путь произволу и насилию. <...> В противном случае при попустительстве злу и посягательствам на свободу и нравственное достоинство человека толерантность не является признаком этой культуры. <...> Высшим смыслом совершенной толерантности можно определить лишь созидательный путь духовно-нравственного, социально-политического, этнокультурного, экономического и научDOI: 15372/PEMW20160205 Chupakhin, N. <...> The article <...>