Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635151)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки  / №4 2015

Ищенко А.С. Владимир Мономах в русском общественно-историческом сознании: мифологический образ и историческая реальность. Ростов н/Д., 2014. 276 с. (60,00 руб.)

0   0
Первый авторКореневский
Страниц3
ID412298
АннотацияМногочисленные «кризисы», «вызовы» и «повороты», которыми отмечено развитие гуманитарного знания во второй половине ХХ в., способствовали существенному смещению акцентов в представлении о смысле и назначении истории, ее познавательных возможностях и ремесле историка. Наука о прошлом все более определенно стала заявлять о себе как наука о людях в прошлом, о людях во времени. Но по мере антропологизации и персонализации исторического знания все более труднодостижимым, если вообще возможным стало казаться воплощение «благородной мечты» историков XIX в. об объективной реконструкции исторической реальности. Вряд ли сегодня найдется много исследователей, готовых подписаться под призывом Леопольда фон Ранке воссоздавать прошлое «так, как оно было на самом деле».
Кореневский, А.В. Ищенко А.С. Владимир Мономах в русском общественно-историческом сознании: мифологический образ и историческая реальность. Ростов н/Д., 2014. 276 с. / А.В. Кореневский // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки .— 2015 .— №4 .— С. 140-142 .— URL: https://rucont.ru/efd/412298 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Владимир Мономах в русском общественно-историческом сознании: мифологический образ и историческая реальность. <...> Многочисленные «кризисы», «вызовы» и «повороты», которыми отмечено развитие гуманитарного знания во второй половине ХХ в., способствовали существенному смещению акцентов в представлении о смысле и назначении истории, ее познавательных возможностях и ремесле историка. <...> Но по мере антропологизации и персонализации исторического знания все более труднодостижимым, если вообще возможным стало казаться воплощение «благородной мечты» историков XIX в. об объективной реконструкции исторической реальности. <...> Именно постановка в центр исследовательского интереса, говоря словами А.Я. Гуревича [1], «человека с его внутренним миром, в свою очередь исторически и культурно обусловленным» с неизбежностью требует существенной корректировки формулы Ранке с учетом того, что историку дана лишь зафиксированная в источнике ментальная реальность. <...> Таким образом, задача историка – понять не то, «как это было на самом деле», а то, как это воспринималось, переживалось и осознавалось, трансформируясь в историческую память. <...> Интерес к данной проблематике столь очевиден и многомерен, что мы вправе, по мнению Л.П. Репиной [2], говорить о «мемориальном повороте» в современной исторической науке, который «привел к существенному расширению предметного поля “новой культурной истории”, охватившего проблематику “мест памяти” и “исторической мифологии”». <...> В свете сказанного актуальность исследования А.С. Ищенко «Владимир Мономах в русском общественно-историческом сознании: мифологический образ и историческая реальность» представляется совершенно очевидной. <...> Тема, избранная автором, лежит на пересечении наиболее востребованных и динамично развивающихся направлений современного гуманитарного знания – персональной истории и исследований исторической памяти. <...> При этом объектом его научного интереса <...>