«ПРОТОДИЗАЙН»: ГЕНЕЗИС ДИЗАЙНА, ИЛИ НЕСКОЛЬКО ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ ИЗМЕНИЛИ МИР Л.Ю. <...> Бронзино, Р.А. Свиридов Кафедра социологии Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198 Понятие дизайна, ставшее в последнее время популярным как в повседневном дискурсе, так и среди социальных исследователей, все еще не получило, тем не менее, однозначной интерпретации. <...> Неоднозначность концепта связана, в первую очередь, со сложностью интерпретации весьма многообразных социальных практик, историю которых можно проследить с самых ранних культурных практик, знакомых человеку. <...> Это придает дизайну универсальный характер и исключительную значимость: через призму данного концепта можно проследить эволюцию человеческой культуры в целом. <...> Исходя из такой теоретической предпосылки и представлено исследование концепта дизайна в данной статье. <...> Логика статьи соотносится с основными историческими этапами формирования проектного мышления, в свою очередь маркированными конкретными изобретениями. <...> Такой подход позволяет проследить эволюцию дизайна, выявив его генезис, обосновав его связь со значимыми моментами развития промышленного производства и научно-технической революции, с одной стороны, и с важнейшими социальными событиями, не только способствовавшими созданию среды обитания современного общества, но и во многом предопределивших его социальную структуру. <...> Ключевые слова: дизайн; проектное мышление; генезис дизайна; протодизайн; промышленное производство; эволюция дизайна; промышленная революция; создание городской среды. <...> Дизайн как проектное мышление Дизайн представляет собой продукт культуры, то есть явление небиологическое — рукотворное. <...> Дословный перевод понятия «дизайн» (этимологически связанного с латинским «designore») включает в себя довольно длинный ряд смысловой ряд; «отмерять», «замысел», «план», «цель», «творческий замысел», «проект», «чертеж», «композиция <...>