ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ХОДЕ ФОКУСГРУППОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ* Ж.В. Пузанова, И.В. Чеховский, Т.И. Ларина Кафедра социологии Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198 В статье рассматривается возможность и необходимость анализа невербальных реакций в ходе исследований, приводящихся с использованием метода фокус-групп. <...> Анализируются основные невербальные проявления респондентов в фокус-группе, возможности их интерпретации, сложности распознавания и перспективы оценивания. <...> На протяжении многих лет исследователи несправедливо обходили стороной применение анализа невербального поведения в социологии из-за недостатка методологической проработанности проблемы и из-за дискредитации темы невербального поведения массой научно-популярной литературы, авторы которой в лучшем случае лишь копируют разработки «пионеров» в области изучения невербальной коммуникации, сводя их к рангу «популярная психология для всех». <...> Для серьезного изучения темы невербального поведения стоит обратиться к первоисточникам, где содержатся экспериментально подтвержденные данные, к которым относятся работы А. <...> В научной литературе по социальной психологии, психологии, антропологии — в частности, в работе Ч. Дарвина <...> Невербальное поведение — явление, которое включено в понятие невербального общения и обладает следующими характеристиками: целостность или континуальность, непроизвольность и вариабельность. <...> Очень важной характеристикой здесь * Статья подготовлена в рамках проекта «Методы повышения качества инструментария исследования в социологических опросах» (№ 14. <...> Использование невербальной информации. является непроизвольность, которая подразумевает неосознанное использование невербальных символов, которые формируют имплицитные, то есть скрытые коммуникации [7. <...> Авторами данной статьи уже приводились результаты эксперимента, целью которого была <...>