АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИКА ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ПРАКТИКА РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В АРЕАЛЕ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ: НОРМА И УЗУС Т.П. <...> Млечко Кафедра славянской филологии Славянский университет в Республике Молдова ул. <...> Флорилор, 28/1, МДА-2075 В статье рассматривается проблема научной интерпретации территориально маркированных фактов языковой действительности, которые не входят в кодифицированный фонд современного русского литературного языка, но используются русской языковой личностью в коммуникативной практике, отмеченной лингвокультурным своеобразием каждой из стран ближнего зарубежья. <...> Результаты этих процессов поразному закрепляются в практике и не всегда закрепляются в лексикографии. <...> Норма как собственно языковой феномен и как социально-историческая категория в настоящее время требует особого рассмотрения применительно к специфике русского языка в странах ближнего зарубежья, что актуально не только в свете полемики относительно формирования национальных вариантов русского языка на постсоветском пространстве, но и в чисто практических целях его преподавания и использования вне России. <...> Наша цель — рассмотреть русский язык в коммуникативном пространстве ближнего зарубежья в плане соотношения нормы и узуса в речевой практике русской языковой личности. <...> Какой бы ни была позиция исследователей по вопросу о национальных вариантах русского языка, практика в любом случае диктует необходимость изучения и осмысления того, что не входит в кодифицированный фонд современного рус64 Млечко Т.П. <...> Коммуникативная практика русской языковой личности в ареале ближнего зарубежья. ского литературного языка, но используется его носителями в странах их проживания. <...> Эти факты не зафиксированы ни одним словарем, включая местные. <...> Для русского языка повсеместно действует единая академическая норма, однако нормализаторами в отдельных ситуациях могут выступать <...>