Актуальные проблемы современной науки, № 1, 2016 История философии Меськов В.С., доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой Коломейцев А.Е., кандидат философских наук, доцент (Московский институт открытого образования) ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МИРА: КОСМИЧЕСКИЕ МИРЫ ПЛАТОНА И ДЕМОКРИТА (ЧАСТЬ 2) Часть 2. <...> Физический космос Демокрита «были бы для нее наиболее пристойны и ей сродны»1. <...> «Поэтому последний, приступая к построению космоса, начал с того, что упорядочил эти четыре рода с помощью образов и чисел»5. <...> И далее, обрисовывая основные принципы космической организации, Платон вновь возвращается к описанию становления регулярности и правильности во Вселенной, отмечая, что «как было упомянуто вначале, все вещи являли состояние полной неупорядоченности, и только бог привел каждую из них к согласию с самой собой и со всеми другими вещами во всех отношениях, в каких только они могли быть причастны соотносительности и соразмерности [симметрии]»6. <...> «Божественное» Платон понимает операционально и выражает его чаще всего в опредеОписывая строение Вселенной, Платон сообщает ей очертания, которые, по его мнению, лениях ума, который именует следующими словами: устроитель, составитель – sinistas; соединитель, складывающий – syntheis; связующий – syndēsas ; творец – poiētēs; прилаживающий, строитель, чеканщик, демиург, мастер и т. д. <...> 8 Сам же ум, по словам Платона, "не может обитать ни в чем, кроме души"9, поэтому их единство в его учении выступает необходимым условием живой организации космоса, в котором ум являет собой организующее начало, а душа имеет функциональные определения, представляя из себя среду обитания ума и являясь 1 Платон. <...> «Мировая душа» Платона – это нетелесная, пронизывающая весь мир движущая сила, за»3, причем «тело неба родилось видимым, а душа – невидимой»4, поскольку, полагает Платон, быть «телесным, а потому видимым и осязаемым – вот каким надлежало быть тому, что рождалось»5, и первичное <...>